Совет Безопасности ООН капитулировал.
Вопрос о будущем края Косово вернулся в контактную группу по бывшей Югославии — ей предписано организовать новые переговоры между Белградом и Приштиной. Они начнутся в начале августа.

Федор Лукьянов
главный редактор журнала
«Россия в глобальной политике»

На заседании контактной группы (США, Россия и четыре западноевропейские страны) в минувшую среду ее участники выразили намерение приступить к новому раунду переговоров незамедлительно. Посредников трое — представители России, Соединенных Штатов и Евросоюза. Ни у одного из них не будет полномочий на разработку документа о статусе, которыми был наделен специальный посланник ООН Марти Ахтисаари. Сам Ахтисаари признал, что его миссия окончена.

Белград расценил возвращение к переговорам как историческую победу Сербии и России. Действительно, «блицкрига» по провозглашению независимости Косово, на что рассчитывали полгода назад, не получилось. Бескомпромиссная позиция Москвы обескуражила западные державы, которые были уверены, что Россия поторгуется и согласится. Косовская проблема стала для Кремля вопросом принципа — кто определяет правила игры на международной арене. Как бы то ни было, у сербов оснований для ликования нет. Потому что, несмотря на отсрочку, результат известен.

Переговоры с заведомо
— известным результатом —


Косово. Человеческие останки убирали вилами.

Судьбу Косово теперь вроде бы будут решать сами Белград и Приштина, то есть непосредственно заинтересованные стороны. На деле же процесс окончательно превратился в игру амбиций великих держав.

Позиции не допускают компромисса: косоваров не устроит ничего, кроме независимости, сербы согласны на все, кроме нее. Премьер-министр Косово Агим Чеку уже объявил дату провозглашения независимости — 28 ноября. А сербский парламент подавляющим большинством голосов принял резолюцию о том, что край — неотъемлемая часть Сербии.

Если бы внешние посредники оказывали на обе стороны скоординированное давление, существовала бы теоретическая надежда на «принуждение к миру». Однако контактная группа разделена. Россия жестко на стороне сербов, ЕС и США — на стороне албанцев. Поэтому и те и другие будут стоять насмерть, чувствуя поддержку сильных мира сего.

Среди медиаторов нет единства даже относительно основной канвы и длительности переговоров. Россия считает, что план Ахтисаари более не обсуждается. А крайнего срока нет и быть не может, диалог должен продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут результат. Западные участники не видят альтернатив имеющемуся документу, продолжительность же определяют в четыре месяца. То есть переговоры завершатся как раз к 28 ноября.

Традиционный
— балканский передел? —

Идея раздела Косово — «отрезать» сербский анклав на севере и отдать Белграду, а остальную часть провозгласить суверенным государством — упоминается некоторыми экспертами как возможный компромисс. Еще более радикальный вариант — позволить Республике Сербской, которая сейчас, в соответствии с Дейтонскими соглашениями 1995 года, является частью Боснии и Герцеговины, воссоединиться с «основной» Сербией.

Все эти умозрительные построения вполне в духе балканской традиции. Известна история о том, как главы Хорватии и Сербии Франьо Туджман и Слободан Милошевич в разгар боснийской войны за обедом вычерчивали на салфетке контуры территорий, по которым два вождя могли бы заключить сделку. В реальности передел административных границ приведет к хаосу. Предложение отделить Митровицу, где большинство населения — сербы, уже вызвало симметричную реакцию косовских властей: тогда, мол, давайте обсудим присоединение к нам сербской долины Прешево, где тоже живут албанцы. Ну а если тронуть Боснию, с таким трудом слепленную из этнических лоскутов, то весь процесс балканского урегулирования, скорее всего, придется начинать заново… «Компенсации» сербам за утрату Косово будут означать окончательное и бесповоротное торжество этнического принципа государственного строительства, которое раз за разом ввергало Балканы в междоусобицу.

— Сценарий на будущее —

Если не случится ничего экстраординарного, то косовский сценарий примерно понятен. Четыре месяца переговоров завершатся безрезультатно. Россия будет настаивать на продолжении диалога, Запад попытается вернуть решение в рамки Совета Безопасности ООН, дабы получить-таки легитимную санкцию на признание Косово. Там, однако, та же проблема — вето Москвы.

На этот случай Госдепартамент США предупредил: с согласия России или без него, но Косово будет независимым.

Иными словами — в случае провала всех дипломатических попыток Вашингтон пойдет на одностороннее признание нового государства, как только местная власть его провозгласит. Правда, во время последнего визита в Соединенные Штаты руководителей края им было сказано, что торопиться не нужно и тем более не следует делать резких движений без консультаций с американцами. Но здесь вопрос тактики, а не стратегии. Дабы максимально снять с себя ответственность за последствия, Вашингтону нужно прежде исчерпать все попытки решить вопрос в рамках международно-правового поля.

Одностороннее провозглашение Косово расколет Европейский союз. Официально Брюссель поддерживает самоопределение косоваров. Но предполагалось, что оно произойдет в рамках жесткой и согласованной на наднациональном уровне процедуры. Перспективы дробления существующих государств и раньше не вызывали энтузиазма у многих европейцев. Без легитимной и четко прописанной основы это действительно попахивает прецедентом. И для ряда европейских стран он неприемлем.

Независимость Косово:
— чья чаша на весах —
потянет больше?

В миссии ООН в Косово уже прикидывают, сколько правительств признают независимость.

В западном мире негативную позицию точно займут:
• Испания (из-за баскского сепаратизма)
• Греция и Кипр (из-за непризнанной Турецкой республики Северного Кипра; кроме того, Афины давно смущает наличие по соседству суверенной страны по имени Македония, которое совпадает с названием исторической провинции Греции)
• Словакия и Румыния (из-за крупных венгерских меньшинств)
• Бельгия (из-за проблем между валлонами и фламандцами)
• Франция (из-за Корсики)

Признают независимость:
• США
• Великобритания
• Германия
• Италия

Скорее всего, так поступят и в Скандинавии, правда, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, блестящий специалист по Балканам, до назначения на официальный пост в прошлом году предостерегал от поспешного признания независимости Косово. Восточная и Центральная Европа будет следовать в фарватере США, хотя польский президент Лех Качиньский, верующий христианин и консерватор, как-то упомянул о том, что целостность Сербии надо бы сохранить.

В остальном мире независимость Косово признают:
• Турция и большинство мусульманских государств

Не признают:
• Китай (Тайвань)
• Россия
• Азербайджан (Карабах), Молдавия (Приднестровье), Украина (Крым), Грузия (Абхазия и Южная Осетия) — все они сами легко могут оказаться в положении Сербии.

Напротив, Армении (опять же Карабах) это было бы на руку.

— В прикупе —

Одностороннее провозглашение Косово превращает ситуацию в азартную игру с непредсказуемым исходом. Процесс сближения Западных Балкан с Евросоюзом застопорится надолго. ЕС как организация едва ли сможет приступить к запланированному планом Ахтисаари «надзору» за новым государством. Поэтому придется искать обходные пути и назначать того, кто в отсутствие ООН и ЕС возьмет ответственность за территорию. Совбез ООН в очередной раз продемонстрирует свое бессилие перед лицом раздора ключевых держав.

Зато такой сценарий в общем устраивает Вашингтон и Москву. Америка выполнит свое обещание — косовары, страдавшие под гнетом диктатора Милошевича, обретут независимость. Россия продемонстрирует принципиальность — мы сделали все, что могли. Кроме того, разрушение легитимной «ткани» в столь деликатном вопросе, как границы, развязывает руки на случай, если в Кремле все-таки возникнет желание расширить территорию.

Все это обещает Европе очаг нестабильности, а миру — подтверждение того, насколько зыбки существующие правила и границы.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.