За «Дружбу» надо платить.
На этой неделе Генеральной прокуратурой может быть возбуждено уголовное дело в отношении главы Роспатента Бориса Симонова. В распоряжении The New Times оказались документы, которые могут лечь в основу обвинения.


— Меню на вынос —

В самое ближайшее время заинтересованным согражданам может быть предложен скандал отнюдь не привычного нефтегазового свойства. В меню — сырок «Дружба» и прочие деликатесы из советской книги о вкусной и здоровой пище. Герой обещающего стать вполне захватывающим сериала — глава Роспатента Борис Симонов. Генеральная прокуратура может предъявить обвинения сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, начиная с превышения должностных полномочий и заканчивая коррупцией (статьи 285 и 286 УК РФ). На протяжении всего июня с документами Роспатента работали следователи, и, как утверждают источники The New Times, решение о возбуждении уголовного дела может быть принято уже в понедельник-вторник. Глава пресс-службы Роспатента Борис Лукницкий опроверг информацию о возможном уголовном преследовании своего шефа и заявил The New Times, что все претензии к ведомству были сняты еще в мае.

Однако в распоряжении The New Times оказалось письмо, направленное главой Счетной палаты Сергеем Степашиным генеральному прокурору Юрию Чайке и датированное 28 мая 2007 года. «По результатам контрольного мероприятия установлено следующее: несмотря на то, что Генеральной прокуратурой РФ руководителю Роспатента направлялось предостережение о недопустимости нарушений закона, в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее — Роспатент) и в подведомственных учреждениях продолжают иметь место многочисленные нарушения действующего законодательства», — говорится в тексте, адресатами коего стали также премьер-министр Михаил Фрадков, глава Минфина Алексей Кудрин и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Именно в подчинении последнего и находится Роспатент. Выводы, сделанные аудиторами Счетной палаты, звучат для Симонова неутешительно: «Только в течение декабря 2006 года руководителем Роспатента было утверждено 117 решений Палаты по патентным спорам, из них в 36 случаях первоначально принятые Роспатентом и ФГУ ФИПС (подведомственная Роспатенту структура. — The New Times) решения были признаны противоправными и изменены». «Счетная палата полагает, что руководителем Роспатента не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением действующего законодательства во вверенной ему Федеральной службе, что приводит к нецелевому и неэффективному использованию средств федерального бюджета, ущемлению законных интересов организаций и предприятий, — говорится в документе. — Кроме того, в его действиях, в том числе совершенных вопреки законным интересам РФ, усматриваются признаки превышения должностных полномочий».

— Про закусить —

Как показывают материалы проверки деятельности Роспатента Счетной палатой, в России, оказывается, можно зарабатывать неплохие деньги, даже не имея доступа к энергоресурсам. Впервые главой Роспатента заинтересовались еще в 2002 году, когда ведомство Бориса Симонова зарегистрировало право на использование таких брендов плавленых сырков, как «Дружба», «Волна» и «Янтарь» на завод «Карат». Раньше права на сырки с ностальгическими названиями принадлежали государству. Но в 2002 году завод «Карат» решил, что «советское — значит отличное», а потому следует избавиться от конкурентов, заявлявших то же самое путем производства сырков с тем же названием, и зарегистрировал бренды на себя. Кто-то из конкурентов предпочел со случившимся смириться, перепрофилировав производство на выпуск сыра «Янтарный» вместо прежнего «Янтаря», а некоторые производители поспешили обратиться в Федеральную антимонопольную службу и ФКП «Союзплодоимпорт»1. 2 ноября 2005 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по жалобе одного из конкурентов «Карата», ОАО «Кропоткинский молочный комбинат», впервые признало регистрацию брендов на «Карат» актом недобросовестной конкуренции. Об этом решении УФАС был уведомлен Роспатент, но «Карату» это не помешало производить свою продукцию и дальше. Стоит при этом отметить, что аналитики оценивают годовой оборот только сырков «Дружба» в 2,5 млрд рублей.

7 марта 2007 года «Союзплодоимпорт» обратился в Роспатент повторно с заявлением об аннулировании товарных знаков на основании решения краснодарского УФАС, однако, получив документ в тот же день, чиновники ведомства Симонова не торопились. 2 апреля они исполнили решение краснодарских антимонополистов, но — ровно для того, чтобы тут же вновь зарегистрировать те же товарные знаки на ЗАО «Карат». Что и говорить, «Дружба» «Янтарем» ценна.

Отдавая дань ностальгии высоких российских чиновников, следователи тем не менее решили проверить, а нет ли в этой приверженности к лозунгу «советское — значит отличное» и чего-нибудь такого личного. Оказалось — есть. Оказалось, что в симпатиях главы Роспатента к ЗАО «Карат» присутствуют глубоко родственные мотивы. Выяснилось, что у главы Роспатента Бориса Симонова в Самарской области осталась родная сестра, а ее сын, Максим Блинков, является одним из инвесторов завода «Карат». Не исключено, что этот эпизод станет основным в деле против главы федерального ведомства: как минимум его наверняка сумеют доказать. Впрочем, одними сырками история не ограничивается.

— И про выпить —

7 июня 2007 года Европейский суд по правам человека отклонил иск группы S.P.I. к России о незаконном лишении прав на советские водочные марки на территории страны. Борьба государства с группой S.P.I. длится по сию пору. Но в 2001 году Высший арбитражный суд признал использование компанией дорогих для каждого россиянина брендов — «Столичная» и «Московская» — незаконным, и марки перешли в собственность государства. S.P.I.2, контролируемая предпринимателем Юрием Шефлером, выкупила 43 товарных знака, в числе которых были водки «Столичная» и «Московская», еще в 1997 году. После запрета продавать водку с советскими брендами в России группа продолжила реализовывать свой товар на зарубежных рынках. Но «Союзплодоимпорт» с момента своего создания начал вытеснять компанию S.P.I. и оттуда. Россией были выиграны суды в странах Бенелюкса, Бразилии, Румынии, Болгарии, Азербайджане, но более чем в 100 странах, включая США, водку Stolichnaya попрежнему распространяет S.P.I. При этом, по словам президента группы Андрея Скурихина, на американский рынок приходится до 70% продаж.


[смотреть полностью]

И Скурихин, и Шефлер в связи с судебными трудностями Россию давно покинули, но бизнес здесь не свернули. Скурихин остался на Кипре, а владелец группы Шефлер укрылся в Лондоне, что в свете событий последних недель добавляет истории особого драматизма. При этом бизнесмены придумали гениальную по своей простоте схему. Зарегистрировав все в том же Роспатенте водку с названиями «Лазурь» и «Лазурьпремиум», они продолжили уже легальное производство на принадлежащих группе заводах СПИ-РВВК в Калининградской области и ОАО «Талвис» в Тамбовской области. «Лазурь» в цистернах отправлялась на завод «Латвияс Бальзамс» в Латвии, также принадлежащий группе S.P.I. Уже на территории Прибалтики легальная в России «Лазурь», не меняя своих вкусовых качеств, снова превращалась в «Столичную» и уходила дальше на западные рынки.

Так вот, того же главу Роспатента Бориса Симонова, как утверждают источники в Генпрокуратуре, подозревают в лоббировании интересов группы S.P.I. Утверждают, что обо всех планирующихся шагах против группы S.P.I. бизнесмены странным образом узнавали заранее. Что делает им, конечно, честь: умение играть на опережение и знание рынка чиновничьих услуг — качества важнейшие для успешных предпринимателей. Однако у следователей возникло подозрение, что этот рынок услуг бизнесмены обнаружили именно что в Роспатенте.

Поговаривают, что следующее громкое уголовное дело может быть возбуждено против одного из аудиторов Счетной палаты, также подозреваемого в лоббировании интересов группы S.P.I.

— Похмелье вместо рассола —

Итогом всех этих историй может стать громкий коррупционный скандал, чего в выборный год следовало ожидать. Какие это выборы — да без «оборотней»? Оценивая весь рынок тех же плавленых сыров примерно в $2 млрд в год, аналитики считают, что они все-таки не тянут на национальное достояние. Другое дело — Роспатент. Казалось бы, ну что такое Роспатент — штамповочная машинка торговых брендов да адресат заявок вечных изобретателей вечных двигателей.

Ан нет: как всякая чиновничья контора, владеющая правом «разрешить» и «отказать», признать право первой ночи за тем или иным производителем — да, да, и на сырок в том числе — или ему в этой сладости отказать, Роспатент способен и «Дружбу» превращать в золото, и в «Янтаре» находить драгоценные материалы.

Собеседники The New Times утверждают, что за штампиками федерального агентства, к которым приклеиваются миллионы долларов, началась серьезная охота. В конце концов, нефти на всех не хватит. Кто же пытается подобрать под себя Роспатент, использовав для того кейс с сырком «Дружба» и водкой «Лазурь»«Столичная», станет понятно в ближайшее время.

Что касается самих сырковых брендов, то, по мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Владислава Кочеткова, вероятность того, что государство вернет их себе, невелика. То же самое касается и водки. Но борьба, очевидно, идет не за них: за самый дорогой бренд в сегодняшней России — кресло высокого государственного чиновника.

____________________________
1 «Союзплодоимпорт» был создан при Министерстве сельского хозяйства в 2001 году для наблюдения за использованием государственных товарных знаков и заключения лицензионных контрактов. Являясь государственным предприятием, «Союзплодоимпорт» имеет право заниматься коммерческой деятельностью. В отличие, например, от Роспатента, который, являясь государственным органом, таким правом не обладает.
2 Группа S.P.I. приобрела знаменитые водочные бренды в 1997 году от имени ЗАО «Союзплодоимпорт». Активы были куплены у Всесоюзного внешнеэкономического объединения (ВВО) «Союзплодоимпорт», акционированного в 1992 году. В 2001 году в борьбу с S.P.I. вступил уже третий в этой истории «Союзплодоимпорт», на этот раз Федеральное казенное предприятие (ФКП).

На изображении Борис Симонов — руководитель Федеральной службы «Роспатент»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.