#Культура

#Политика

Почти одновременно на экраны вышел пятый фильм о Гарри Поттере и была издана седьмая книга Джоан Роулинг о великом и уже повзрослевшем волшебнике

30.07.2007 | | № 25 от 30 июля 2007 года

Почти одновременно на экраны вышел пятый фильм о Гарри Поттере и была издана седьмая, заключительная книга Джоан Роулинг о великом и уже повзрослевшем волшебнике.


Один из самых притягательных и прибыльных компонентов «Гарри Поттера» — это связь повседневности с волшебным миром. Стоит пройти через зеркало, и волшебство, которое нас окружает, станет явью, выйдет на поверхность. Чудеса среди нас. С одной стороны, в «Гарри Поттере» есть некая реалистичность, которая позволяет молодым читателям и зрителям узнавать себя (тут главную роль играет школа волшебников). С другой стороны, в нем довольно удачно эксплуатируется сегодняшняя тяга к сверхъестественному. Возрождение религиозности, которое напророчили XXI веку, в основном обернулось реанимацией массового мистицизма, разного рода неканонических верований. Кризис канонических религий случился еще в эпоху секуляризации, когда получили распространение просветительские учения. Потом возникла конкуренция между Церковью и массовой культурой, которая, естественно, была выиграна последней. От веры в сверхъестественное сохранились в основном те элементы, которые без труда вписывались в массовую культуру.

«Гарри Поттер» наиболее близок к астрологическим учениям, которые переживают сегодня очевидное возрождение — особенно в нашей стране, где астрология долгое время находилась под запретом. Если говорить об успехе «Гарри Поттера» в России, то его можно сопоставить с фильмом «Остров», чей мистицизм вроде бы носит канонический православный характер, но на самом деле тоже опирается на такие явления, как массовая вера в чудеса, как астрологические прогнозы, ясновидение… Для подростковой литературы эти темы тоже достаточно характерны.

Помимо того что «Гарри Поттер» очень грамотно сконструирован, он опирается на солидный фундамент. Прежде всего на книги Толкиена. Он — серьезный автор, работающий в рамках серьезной литературы, но его искусственные миры на экране опять же ориентированы скорее на молодого, нежели на взрослого читателя. «Гарри Поттер» — это, конечно же, облегченное чтение, доступное совсем маленьким детям. Там все преподносится в крайне удобоваримом виде. Впрочем, при переносе на экран книги Толкиена тоже были значительно упрощены, из них исчезла сложность, и по степени облегченности киновариант его трилогии можно сравнить с «Гарри Поттером». Толкиен — это высококачественная литература. Роулинг — это беллетристика, но именно она чаще всего становится превосходным сырьем для кино. Более сложная литература значительно труднее поддается экранизации.

Не случайно экранизации Роулинг и Толкиена появились практически одновременно, хотя книги последнего намного старше. «Властелин колец» был написан в первой половине двадцатого века, но всплыл на экранах именно сегодня, когда жанр фэнтези находится на пике моды.

Я думаю, эта мода связана прежде всего с разочарованием в научной фантастике, в позитивистском подходе к науке, который демонстрировал XIX и частично XX век. На него опиралась и советская фантастика, хотя в советской культуре есть образец чистого, «ненаучного» фэнтези — это «Человек-амфибия», пользовавшийся столь же грандиозным успехом у нас, каким сейчас в мире пользуется «Гарри Поттер». Когда наступило глобальное разочарование во всесилии науки, в том, что будущее человечества связано с научными открытиями, с освоением космоса, на котором строилась реальная политика 50-х и 60-х, когда человек ступил на Луну, но ровным счетом от этого ничего не изменилось, тогда-то и наступила другая эпоха. Отныне фантастические, фантасмагорические, не доказуемые наукой явления стали занимать ведущие места в глобальной массовой культуре.

Я не вижу особого успеха «Гарри Поттера» у взрослого населения. Другой вопрос, что взрослые покупают эти книги и читают их своим детям — мало кто из современных детей умеет читать. Поэтому «Гарри Поттер» сразу же попадает во взрослую культуру. Я не уверен, что «Гарри Поттер» пользуется особой популярностью среди бездетных пар. У людей среднего или пожилого возраста, чьи дети уже выросли, тоже нет необходимости приобщаться к подобной литературе. Успех «Гарри Поттера» основан на особенностях подросткового восприятия и в том числе на том, что в центре повествования находится ребенокподросток. Гарри Поттеру будет очень трудно взрослеть, не случайно многие опасались, что в последней, седьмой книге Джоан Роулинг убьет своего героя. Но как это сделать? Может быть, перенести все конфликты на тот свет? В принципе, есть такие герои, которые не могут состариться по определению. Гарри Поттер не может стать взрослым точно так же, как не мог стать старым Виктор Цой. Как бы там ни было, я думаю, что у приключений Гарри Поттера обязательно будет продолжение — так просто его не отпустят.

Самое интересное, что тоска по сверхъестественному, бегство от «мира как супермаркета» реализуются опять же в потребительской форме. Более того, сегодня супермаркет сам становится сверхъестественным пространством. Речь о том, что в нем можно удовлетворить даже самые изысканные и высокие запросы. Из сверхъестественного создаются продукты для мира-супермаркета. Супермаркет как сверхъестественное явление и есть механизм, на котором строится «Гарри Поттер».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.