Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Уличная политика

#Только на сайте

Шершавым языком плаката

27.04.2016 | Александрина Елагина | №14-15 (405) 22.04.16

Плакаты на остановках, граффити на стенах, использование городских пространств как элемента инсталляций с политическим подтекстом — тренд сезона. Причем работают в новом жанре наглядной агитации и оппозиционеры, и сторонники власти. Создателей уличного политического искусства искал The New Times

ел 7.jpg

Полицейские не оценили шутки над «панамским досье», в котором нашли офшор друга Путина, Москва, Садовое кольцо, апрель 2016 года

6 апреля на Садовом кольце в Москве появился плакат: Владимир Путин в образе Рауля Дюка из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — в очках, с папиросой и… в панаме. Плакат москвичи увидели через три дня после того, как Международный консорциум журналистов опубликовал данные «панамского досье», в котором нашелся офшор с оборотом в $2 млрд виолончелиста Сергея Ролдугина, давнего друга президента РФ.

Большинство плакатов такого рода появляются в одних и тех же местах: у Павелецкого вокзала, на Пятницкой и на Покровке. Так, 7 марта 2016 года — сразу после годовщины смерти Сталина, у Павелецкого вокзала на рекламном стенде появилась картинка с посмертной маской вождя народов и подписью «Помер тот, помрет и этот». В январе глава Чечни Рамзан Кадыров назвал оппозиционеров «врагами народа» и «предателями» — и снова последовала плакатная реакция: портрет чеченского лидера с подписью «Позор» появился у станции метро «Павелецкая».

ел 2.jpg

Были ли эти плакаты творением художника или политической игрой — неизвестно, Москва, 2015–2016 годы

ел 10.jpg

В ноябре 2015 года после публикации материала «Для дискредитации российских чиновников используют ЛГБТ-активистов» в газете «Известия» в городе ночью появились баннеры «Володин и Греф — не геи», «Из новостей делаем «Известия». Федеральная антимонопольная служба возбудила дело на оператора наружной рекламы ООО «Гэллери Сервис» и оператора наружной рекламы Russ Outdoor — ЗАО «Валль-СНГ» только 28 января 2016 года. ФАС сочла, что плакаты на сити-бордах нарушают закон о рекламе.

ел 8.jpg

Стоимость изготовления одного плаката «сити-формата» — около 2,5 тыс. рублей. Наказать автора этих работ невозможно — он неизвестен: ни политические активисты, ни современные художники не взяли на себя ответственность за них. Зато авторов некоторых других уличных агитплакатов разыскать удалось.

Шоу для героя № 1

В день пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря 2015 года на улицах Москвы появились афиши: «Я вам спою» — концерт Владимира Путина «во всех телевизорах страны» и анонс спектакля «Криминальная драма в пяти частях «Чайка». Баннер на Покровке гласил: в театре «Современник» сыграют недавние герои шумного расследования Фонда борьбы с коррупцией — Геннадий и Ольга Лопатины, Анжела-Мария Цапок, Наталья Цеповяз, Игорь и Артем Чайка, сыновья генерального прокурора страны. А сам Юрий Чайка прочтет монолог «Почему чаек не сажают?» Конечно, анонсы драмы и концерта были подделкой.

ел 3.jpg

В авторстве баннера, обещающего сольный концерт президента «при поддержке ФСО России», призналось сообщество Julia & Winston, названное в честь главных героев романа «1984» Джорджа Оруэлла. В качестве основы была взята афиша выступления Филиппа Киркорова — поменяли лицо главного исполнителя. «Концерты же Путина — стопроцентная мертвечина, фонограмма и кидалово. Король жанра — он. Странно, что кто-то еще покупает билеты на его шоу. Вроде взрослые, образованные люди сидят в зале, а кивают в такт абсолютной фальши. На сцене — полное отсутствие уважения к людям. В зале — полное отсутствие слуха. Нам остается только попытаться воспитать своего слушателя», — объяснили авторы смысл сделанного ими плаката на странице сообщества в Facebook.

«Концерты же Путина — стопроцентная мертвечина, фонограмма и кидалово. Король жанра — он. Странно, что кто-то еще покупает билеты на его шоу»

Основатель Julia & Winston журналист Евгений Левкович рассказал NT: «Мы и не скрывали, что это наша работа. Мы хотели высмеять происходящее». Всего на четыре афиши потратили около 12,5 тыс. рублей. Деньги собрали краудфандингом в интернете, печатали у знакомых. Если бы были деньги, проводил бы такие акции каждый месяц.

ел 4.jpg

Афиша сообщества Julia & Winston к пресс-конференции президента, Москва, декабрь 2015 года

Что касается драмы по мотивам расследования Алексея Навального «Чайка», то Левкович утверждает, что Julia & Winston к этому плакату никакого отношения не имеет. «Чайка» появилась на стендах компании «Художественно-производственное объединение», которая, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», принадлежит члену фракции ЛДПР в Государственной думе Игорю Ананскому и его брату Вячеславу. Компания заявила, что подала заявление о хулиганстве в полицию Москвы, но судя по всему, историю решили тихо замять.

Высокое искусство

В Санкт-Петербурге свои «картинки» развешивает художник, скрывающийся под псевдонимом Миша Маркер. Известно, что ему около 30 лет, по образованию он учитель рисования. Его плакаты — «Чучело терроризма», «Нищий», «Ребенок, переживший войну» — хорошо известны в обеих столицах. Новая работа «Антикризисное предложение» появилась в начале апреля. «Время затянуть потуже пояса» — гласила надпись под рукой, протягивающей прохожим петлю.

ел 12.jpg

«Антикризисное предложение» от Миши Маркера, Социалистическая улица, Санкт-Петербург, апрель 2016 года

«Последняя картинка провисела недолго, — рассказывает Миша корреспонденту NT, — почему-то ее сорвали очень быстро. Судя по фото, с ненавистью, что ли». Свои работы он не считает политическим жестом: «Я обычный человек, которого все происходящее трогает, — объясняет художник. — Мне приписывают оппозиционные взгляды, в какую-то «пятую колонну» зачисляют. А я никому не принадлежу, никакой партии, просто реализую свои идеи».

«Стыдно за Екатеринбург, за его внешний вид, за то, как к нему относятся власти. Мне кажется, наш город достоин лучшего. Достоин лучших руководителей, чем сейчас»

По его словам, никаких проблем или реакции со стороны властей на его творчество не было. «Петербург — такой город… Всем все равно, что происходит. Я свою первую большую работу — «Нищего» клеил на улице Правды днем. Никто даже не обратил внимания».

«Мне интересна реакция неподготовленной публики, — говорит он, — мое творчество — про людей, которые ходят по улице. Искусство, политика — все же переплетено. Есть, конечно, негативная реакция, но она заряжена пропагандой, прямой и тупой. Нарисовать Путина и показать это ему — мне кажется, он просто ехидненько улыбнулся бы. А вот чиновники реагируют остро». Миша считает, что чиновники должны учиться правильно воспринимать критику и напоминает про историю, случившуюся в Екатеринбурге.

Слава против Ройзмана

В начале апреля екатеринбургский художник Слава ПТРК (редакции известна настоящая фамилия художника, но по его просьбе мы ее не называем) переименовал родной город в Грязьбург, изменив первые буквы на дорожных указателях: «Я люблю Екатеринбург. Правда люблю. Этот город сделал меня тем, кто я есть. Он является неотъемлемой частью меня, у нас с ним много общего, и мы неплохо подходим друг другу, — написал он на своей странице в Facebook. — Но мне стыдно. Стыдно за Екатеринбург, за его внешний вид, за то, как к нему относятся власти. Мне кажется, наш город достоин лучшего. Достоин лучших руководителей, чем сейчас».

Мэр города Евгений Ройзман художественное высказывание автора не оценил. «Плебейская выходка и плагиат, — прокомментировал он акцию в соцсетях, чем удивил многих, — мелко поднасрал родному городу».

ел 6.jpg

Слава ПТРК за работой, Екатеринбург, апрель 2016 года

«Претензия по поводу Грязьбурга была не к нему, — объясняет Слава, — я ожидал формальной отписки — что-то вроде «ищем художника, чтобы штраф ему вменить». Но я не думал, что мэр отреагирует, что начнутся проверки. Город оказался отзывчивый — я приятно удивлен. В этом нет моей заслуги — просто наболело у всех».

В уральском ГИБДД пообещали подумать и принять решение в соответствии с законодательством. Как говорит Слава, никаких обвинений ему так и не предъявили. Штраф — достаточно частое явление в среде стрит-арта. Выписать протокол — не проблема: свою личность, как некоторые другие художники, он не скрывает.

«Сложно предугадать реакцию на произведение искусства или акцию. Это же как с Павленским или Pussy Riot — ножкой прощупываешь границы дозволенного, пытаешься понять, что можно делать, что нельзя. Павленский знал, на что идет. Я не такой: я готов к жертвам, но садиться в тюрьму из-за того, что нарисовал, — нет, не готов», — признается Слава.

ел 5.jpg

Исправились мы или «потеряли» — каждый художник решает сам, Москва, Нахимовский проспект, 2014 год

Оба художника оценили московский опыт с плакатами. «Человек, который это делал, может быть, имеет опыт в маркетинге и копирайтинге, — оценивает Слава ПТРК, — но работы сделаны хорошо». Столь же высоко оценил московский стрит-арт и Миша Маркер: «Они меня очень радуют, если честно. Они интересные, прямые и честные. И мне нравится, как это сделано и какой посыл».

«Павленский знал, на что идет. Я не такой: я готов к жертвам, но садиться в тюрьму из-за того, что нарисовал, — нет, не готов», — признается Слава

По словам художников, главное в стрит-арте — место, оно должно быть проходным, и контекст. Оба считают, что настоящее творчество от пропаганды или подделки отличить несложно: хорошая работа мгновенно разлетается по интернету, вызывает живую реакцию, в то время как доносы в стиле Главплаката вызывают брезгливость.

Москва Идеологическая

Особую боль у художников вызывают работы проправительственного молодежного движения «Сеть» — огромные граффити на фасадах зданий. Например, на Нахимовском проспекте нарисован Юрий Гагарин с подписью «Юра, мы исправились!» — это явная отсылка к популярному мему — надписи на памятнике первому космонавту «Юра, прости нас, мы все…! (потеряли. — NT)». По мнению активистов движения «Сеть», Юра может быть спокоен: Sukhoi Superjet 100, Сочинская Олимпиада и мощь российской армии искупают былую вину. Или, например, работа «Кухонный прибор», размещенная на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской в феврале 2016 года. На ней изображен блендер с основанием, раскрашенным в триколор, внутри плавают пираньи. «Кухонный прибор» — это метафорическое изображение мира, а пираньи — мировые правила, которые созданы англосаксами. Человек, который контролирует кнопку — это аллегорическое прочтение роли Путина, который бросил вызов мировым правилам и однополярному миру. Владимир Путин — лидер, который впервые в новейшей истории поставил правила под сомнение, показал, что они несправедливы, могут быть не единственными и могут быть изменены», — заявили кремлевские активисты.

Один из постоянных авторов проекта — Константин Незовский. Он «бригадир» команды из пяти человек, которая называет себя «НЭЗО street art». За исключением «Кухонного прибора», его руке принадлежат все граффити «Сети», в том числе на Новослободской улице под названием «Вернули свое»: на фоне карты Крымского полуострова, российского флага, севастопольского памятника затопленным кораблям, голубого неба и желтых полей — Владимир Путин в военной форме.

ел 9.jpg

Аллюзия к работе датского художника Марко Эваристти от «Сети», Москва, Садово-Спасская улица, февраль 2016 года

«Это своего рода эволюция советских стенгазет и идеологических плакатов, но в разы больше, ярче и информативнее», — рассказывал он от лица молодежного движения о своей работе, называя свой стиль «патриотичным граффити». По словам Незовского, работы отражают его мировоззрение, его политические взгляды. Команда сама рисует эскизы, предлагает их руководству, которое чаще всего приветствует идеи молодых художников. Он говорит, что работа — от души, то есть денег за нее он не получает. Затраты на саму картину компенсируют муниципалитеты — примерно 40–50 тыс. рублей. Они же утверждают площадки для граффити. На работу уходит от трех до семи дней.

ел 11.jpg

Смена приоритетов у каждого своя, Москва, апрель 2016 года

По поводу работы на власть Константин отвечает однозначно: «Рассуждения типа «я так вижу, я художник» мне не близки. Надо пристраиваться к современным реалиям».

А реалии у каждого свои. В одной из последних работ — «Смена приоритетов» — «сетевые» граффитчики обыгрывают картину Энди Уорхола, на которой изображена банка с супом Campbell: руки снимают верхний слой, а под американской оберткой прячется наше, родное — банка сгущенки. И в это же время возле «Винзавода» на стене появилось изображение двух банок сгущенки с надписью: «Запрещенка».

Фото: из открытых источников, Алексей Антоненко, kashin.guru


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.