Итоги апрельских праймериз мало у кого оставляют сомнение: наибольшие шансы на номинацию у Хиллари Клинтон (демократы) и Дональда Трампа (республиканцы), Нью–Йорк, апрель 2016 года. Фото: dsk/app
«Я люблю тебя, Нью-Йорк!» — электронные письма с такими словами приходили от имени Дональда Трампа на адреса всех посетителей его электорального онлайн-ресурса после оглашения итогов праймериз 19 апреля. Вдогонку, с минутным разрывом, избирательный штаб Трампа направлял предложение купить что-нибудь в интернет-магазине миллиардера-предпринимателя — мол, такой шаг поможет закрепить его успех и «возродить Америку». Трамп ликовал: за него проголосовали почти 525 тыс. сторонников республиканцев в штате, что позволило ему заручиться поддержкой еще 89 делегатов предстоящего в июле в Кливленде (штат Огайо) республиканского съезда. Главный соперник, сенатор от штата Техас Тед Круз, проиграл всухую, не добавив ни одного делегата в свой актив. Третий претендент, губернатор штата Огайо Джон Кейсич, и тот выступил удачнее Круза, приобретя поддержку четырех делегатов, хотя это и мало что ему дает.
Республиканцы
Шансы, что Трамп таки соберет необходимые ему для номинации кандидатом от республиканцев 1237 делегатов на съезд в Кливленде, после Нью-Йорка выглядят весьма убедительно: к ужасу партийных элит и мейнстрима республиканской партии ему осталось собрать меньше 400 голосов. Что вовсе непросто, говорит Нат Кон, политический аналитик The Upshot — сайта The New York Times, где подробно анализируются результаты праймериз, «но теперь это уже выглядит вполне реально». «Насколько я могу судить по телевизионным сообщениям, гонка подходит к концу. Сенатор Круз, похоже, арифметически теряет все шансы», — восторженно заявил Трамп, выступая 20 апреля перед толпой ликующих сторонников, подтверждая выкладки Кона. Иными словами, Круз не сможет набрать необходимое ему число голосов делегатов, даже если вдруг начнет побеждать практически во всех оставшихся праймериз: согласно правилам Республиканской партии, после того как гонка перевалила через экватор (14 марта), включается принцип «победитель получает все», то есть тот, кто получил больше всего голосов избирателей в том или ином штате, получает и все (или почти все) голоса делегатов.
Конечно, никто не ожидал, что Круз выиграет в Нью-Йорке — это вотчина Трампа (Trump Tower — одна из достопримечательностей Манхэттена), но и что он провалится с таким треском — тоже не ждали. Еще в марте Круз убеждал губернатора Огайо Джона Кейсича (он представляет как раз мейнстрим GOP) не путаться под ногами и выйти наконец из гонки, поскольку победы ему не видать, как своих ушей. Как сказал тогда Круз, «для Кейсича она арифметически невозможна!» Сейчас недруги Круза (его поддерживают правые республиканцы, еще недавно объединенные под лозунгами Tea Party («Чайная партия»), ехидно напоминают, как он призывал Кейсича бросить полотенце на ринг. Последнее слово теперь за партсъездом, многозначительно заметил Круз, выступая 20 апреля.
И Круз, и Кейсич рассчитывают, что Трамп недоберет необходимого числа делегатов и это развяжет руки съезду в Кливленде: во-первых, у республиканцев, как и у демократов, есть делегаты, которые вольны голосовать так, как хотят (unbound — несвязанные), во-вторых, если на первом голосовании на съезде Трамп не будет номинирован, то на каждом следующем голосовании он будет терять по 100 делегатов, которые до того были связаны обязательством перед избирателями своего округа или штата голосовать так, как решило большинство. Именно поэтому и Круз, и Кейсич не станут сниматься с праймериз и продолжат борьбу до съезда в Кливленде.
И Круз, и Кейсич рассчитывают, что Трамп недоберет необходимого числа делегатов и это развяжет руки съезду в Кливленде
Сторонники Трампа меж тем предпринимают психологические атаки на своих оппонентов: например, «утекают» прогнозы своих аналитиков, которые предрекают, что Трамп наберет аж 1400 голосов делегатов. У аналитиков телеканала Fox News прогноз другой: Трампу будет не хватать до заветной цифры «1237» где-то 68 делегатов. А известный политолог из Вирджинии Ларри Сабато, который обычно предсказывает результаты вернее других, думает, что Трамп недоберет около сотни. Наконец, эксперты CNN оценивают шансы Трампа на успех выше и не исключают, что он все же явится на кливлендский съезд с искомым количеством.
Республиканский партактив смертельно боится такого исхода, поскольку уверен: на президентских выборах 8 ноября Дональд Трамп не только проиграет Хиллари Клинтон, но и заодно утащит с собой на дно сенат и часть палаты представителей: мейнстрим Республиканской партии, которого корежит от расизма Трампа, может просто проголосовать ногами и не прийти на выборы.
Демократы
Накануне демократических праймериз Нью-Йорк был расколот. Традиционно левые профессура и студенчество собрали 20-тысячный митинг в поддержку сенатора от Вермонта Берни Сандерса и его социалистических лозунгов. All we need is love — распевали на манхэттенской Вашингтон-сквер двадцатилетние ребята, верящие в лозунги своего 75-летнего лидера: бесплатное образование, бесплатная медицина, в общем, современные «счастье, равенство, братство». Атмосфера ивента напоминала конец шестидесятых, антивоенные митинги, хиппи и все, что сопутствовало тогда рок-н-роллу. Опросы показывают: сегодняшняя молодая Америка как демократическая, так и республиканская голосует против вашингтонского истеблишмента — отсюда успех и Сандерса, и Трампа, которых в начале праймериз никто всерьез не принимал. Это подтверждают и опросы, проведенные в апреле 2016 года аналитическом центром Rand: протестный электорат, считающий, что «власти не прислушиваются к их голосу», ушел к Трампу (см. диаграмму на стр. 31). Так, «простого миллиардера» поддерживают 86% американцев, недовольных политическими элитами, в то время как на долю Сандерса и Клинтон выпало всего лишь 8% и 7% соответственно.
Избиратели, более умудренные жизненным опытом, согласно тому же исследованию Rand, находят программу Сандерса излишне популистской, с нулевыми шансами быть реализованной в реальной действительности. Тем не менее в целом избиратели с либеральными воззрениями считают Сандерса идейно более близким человеком, чем Клинтон. «Разница в цифрах невелика, но статистически значима» — отмечают авторы исследования, социологи Майкл Поллард и Джошуа Мендельсон.
Пока Берни Сандерс со студентами пели хором песни The Beatles, Хиллари Клинтон разъезжала в переполненных вагонах северной ветки метро в Бронксе, районе Нью-Йорка с подавляющим чернокожим и испаноязычным населением. «Я люблю вас! Я горжусь вами!» — убеждала политик. И вполне убедила — несмотря на то что не стала дезавуировать свои тесные контакты с Уолл-стрит, в чем обвинил ее Сандерс на последних перед праймериз дебатах в Бруклине: результаты Хиллари оказались лучше, чем прогнозировали эксперты, — она получила в два раза больше голосов избирателей, чем Сандерс, и еще больше увеличила свой отрыв от соперника из Вермонта: до необходимых 2383 голосов делегатов Хиллари осталось собрать чуть больше 400 голосов, а Сандерсу — больше тысячи.
Накануне праймериз в Нью-Йорке Сандерс улетел на два дня в Ватикан, где призывал бороться с неравенством и изменениями климата и получил аудиенцию у своего кумира — Папы Римского Франциска. Аудиенция, однако, очков Сандерсу не добавила даже среди католиков.
Кроме того, у Хиллари в активе уже 502 суперделегата (те, что у республиканцев именуются unbound) — партийные функционеры, которые имеют право на независимое голосование, у Сандерса их всего 38. С учетом этого обстоятельства многие политтехнологи считают номинацию Хиллари Клинтон на съезде Демократической партии в Филадельфии (штат Пенсильвания) в конце июля практически обеспеченной.
Расчеты и надежды
Республиканский съезд в Кливленде (третья неделя июля) обещает быть весьма увлекательным шоу. Нет сомнения, что Дональд Трамп бросит все свои ресурсы на удержание собранных голосов делегатов: если он недоберет голосов, то номинация в первом туре для него обязательна — к третьему он потеряет больше 60% голосов.
Тед Круз давно обрабатывает делегатов и, по слухам, в этом серьезно преуспел. Он, похоже, уверен: после второго-третьего тура партия сделает его своим избранником.
Джон Кейсич рассчитывает на то, что, избавившись с помощью Круза от Трампа, партактив, который Круза терпеть не может, бросит того в набежавшую волну и выдвинет в президенты его, Кейсича. Тем более что, согласно опросам, лишь он способен выиграть единоборство с Хиллари Клинтон.
Многие политтехнологи считают номинацию Хиллари Клинтон на съезде Демократической партии в Филадельфии практически обеспеченной
Многие республиканцы боятся победы Трампа, который неуправляем и непредсказуем, и возможно, даже решат голосовать за Хиллари, хотя и зажав себе носы.
На демократическом фланге в чем-то схожая ситуация. Опросы показывают, что чисто по-человечески Сандерс нравится американцам больше всех других кандидатов в президенты. Деньги он собирает с миру по нитке и собирает очень много (как когда-то Обама). Средний размер нитки — $27. При таких суммах шапку можно пускать по кругу еще долго.
Берни считает, что его миссия — постоянно подталкивать Хиллари все дальше влево. Она и подталкивается, хотя это может повредить ей на всеобщих выборах, успех на которых обычно лежит в США в политическом центре.
Наконец, Сандерс, возможно, надеется на то, что директор ФБР долговязый Джеймс Коми порекомендует привлечь Хиллари к суду за пользование частным почтовым сервером в бытность ее госсекретарем США. Правда, министерство юстиции почти гарантированно будет противиться такому решению. Из-за этого, гадают политтехнологи, некоторые из 150 следователей ФБР, которые занимаются сервером Клинтон, подадут в знак протеста в отставку, что по идее должно нанести сильнейший удар политическим амбициям Хиллари. Впрочем, еще не вечер.