Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Хроники

#Кризис

#Только на сайте

#Украина

Гамбит по–киевски

17.04.2016 | Валерий Калныш, Киев | №13 (404) 17.04.16

Новым премьер-министром Украины стал экс-председатель Верховной рады 38-летний Владимир Гройсман. Почему именно он и чего теперь ожидать — разбирался The New Times

гр гл.jpg

Владимир Гройсман во время заседания Рады, на котором он был утвержден новым премьером, Киев, 14 апреля 2016 года. Фото: Иван Коваленко/Коммерсантъ

Глубокой ночью 12 апреля из здания администрации президента Украины на улице Банковой в Киеве вышла небольшая группа мужчин. Шли вдоль по Шелковичной — усталые, молчаливые, но явно довольные собой: премьер-министр (на тот момент) Арсений Яценюк, глава администрации президента (АП) Борис Ложкин, министр внутренних дел Арсен Аваков и еще несколько человек… За ними медленно двигались персональные лимузины и машины с охраной. Пешая прогулка по ночному Киеву стала финалом почти 12-часовых переговоров всего по двум вопросам: кто сменит Яценюка на посту премьера и кто будет работать в новом правительстве.

Почему ушел Яценюк

Самым сильным толчком к требованиям его отставки, уверяют источники NT в окружении президента Петра Порошенко, стали обнародованные 4 февраля результаты социологического исследования группы «Рейтинг»: деятельностью президента доволен 21% опрошенных, председателя Рады — 14%, премьер-министра — только 8%. При этом отставку Яценюка поддержали бы почти 70% (еще в октябре 2015 года таких было 60%). По сравнению с осенью прошлого года добавилось сторонников — с 47 % до 50% — и у идеи досрочного роспуска парламента и перевыборов Рады. Порошенко и его окружение, уверяют источники NT в Раде, этот опрос «реально напугал».

Хотя, конечно, у резкой смены отношения к Яценюку, в том числе среди партнеров по коалиции в Раде, были и другие причины, включая слухи о его «коррумпированности»*. «Зачем нужен премьер, который не добавляет очков президенту?» — задал риторический вопрос в разговоре с NT высокопоставленный чиновник в Киеве.

18 февраля в Раде состоялось голосование о вотуме недоверия правительству. В итоге работу кабинета Яценюка признали неудовлетворительной, но отправить в отставку премьера не смогли — не хватило 32 голосов. Тогда президент и его окружение принялись убеждать Яценюка уйти в отставку добровольно. Двухмесячные усилия дали результат 10 апреля: выступая в этот день по ТВ, Яценюк объявил о сложении полномочий, подчеркнув, что «политический кризис в государстве создан искусственно. Желание поменять одного человека ослепило политиков и парализовало их волю к реальным изменениям в стране».

Следующий этап — утвердить отставку прежнего премьера в Раде и назначить нового — оказался не менее извилистым. За то время что Яценюка уговаривали уйти, распалась парламентская коалиция, сформировавшаяся по итогам первых после Майдана выборов: три фракции — «Батькивщина» (Юлия Тимошенко), Радикальная партия (Олег Ляшко), «Самопомощь» (Олег Березюк) — покинули большинство. Мотивы у всех были разные, но объединяло их одно: неприятие Яценюка и желание провести досрочные выборы в Раду, которые, как уверены лидеры этих партий, позволят им усилить свое представительство. Однако вариант досрочных выборов не устраивает оставшиеся две партии коалиции: Блок Петра Порошенко (БПП) и Народный фронт (НФ, Арсений Яценюк). Этот вариант они считают самоубийственным. Парламентскому большинству за два трудных военных года похвастаться особо нечем: по итогам 2015-го инфляция в Украине составила 48,7 %, коммунальные услуги подорожали на 115 %, продукты питания — на 44 %. При таких цифрах рассчитывать на высокий результат по итогам досрочных выборов как минимум самонадеянно. В итоге БПП — НФ решили пойти другим путем: создать новую коалицию в парламенте, что позволило бы сменить главу правительства**.

Переговоры о выдвижении Гройсмана в премьеры дважды оказывались на грани срыва из-за того, что тот ставил условие: глав четырех министерств он определит лично

Для создания большинства двум фракциям было необходимо не менее 226 человек. Накануне голосования в Раде в пользу кандидатуры Гройсмана в БПП заверили: в коалиции уже более 230 депутатов. Правда это или нет — никто толком не знает, подписи депутатов не афишируются. Однако голосование 14 апреля в Раде по кандидатуре нового премьера показало: скорее всего — неправда. За Гройсмана проголосовали 257 депутатов, при этом БПП и НФ дали только 206 голосов. Остальные принадлежат внефракционным группам «Возрождение» и «Воля народа»: обе связывают с бывшей Партией регионов и олигархами, которые раньше не могли договориться с властью. Теперь, видимо, смогут…

Лояльный, но с зубами

Новый премьер Владимир Гройсман оказался не так прост, как о нем думали. В кулуарах Рады его главным минусом было принято считать «политическую близость» с Порошенко — тот всегда покровительствовал Гройсману: сначала, в 2006 году, поддержал его на выборах мэра Винницы (Гройсман стал им в 26 лет), а сразу после Майдана настоял на назначении Гройсмана в первое правительство Яценюка на пост вице-премьера. Позже, пройдя по спискам БПП в парламент, Гройсман был выдвинут на пост председателя Рады.

Управляемый, несамостоятельный, лояльный — примерно таким и представлялось политическое будущее Гройсмана до апреля 2016 года. Но когда стали формировать список министров кабинета, обнаружилось, что он способен «показать зубы» даже президенту. Переговоры о его выдвижении в премьеры дважды оказывались на грани срыва из-за того, что Гройсман поставил условие: глав четырех министерств в новом кабинете он определит лично (см. подверст). В итоге это условие было выполнено. Более того, три министерства возглавили так называемые «винницкие», из числа его бывших замов в тамошней мэрии. Но было и еще одно условие. Гройсман никак не хотел брать к себе первым вице-премьером Виталия Ковальчука, которого ему «дружески предложила» администрация Порошенко. Ковальчук — первый замглавы АП, считается жестким управленцем и талантливым организатором, и Порошенко, по слухам, очень хотел его видеть в исполнительной власти. Но Гройсман настоял-таки на своем. Говорят, в ходе переговоров в ночь на 12 апреля он даже использовал последний довод: либо я, либо Ковальчук.

Осторожный реформатор

В новом правительстве Украины будет шесть вице-премьеров (при 16 министрах) — такого количества заместителей главы кабинета в украинской политической истории не было. Помимо традиционных «вице» по гуманитарной, социальной и региональной политике у Гройсмана будут заместители по вопросам евроинтеграции, по делам АТО и временно оккупированных территорий. Специально создается министерство, которое будет заниматься Донбассом, Крымом и временно переселенными оттуда лицами.

Киевский политолог Владимир Фесенко считает «ненормально большое» количество вице-премьеров в новом украинском кабинете «платой за компромисс при создании правительства». Но проблема, по его мнению, еще и в том, что в кабинет «вошли очень разные люди, из которых еще предстоит создать некое подобие единой команды».

Из премьеров —  в президенты?

14 апреля в Верховной раде с прощальным словом выступает Арсений Яценюк: «…Я прошу принять мою отставку, а впереди нас ждут большие дела и великие свершения. Спасибо». После этих слов он покинул трибуну и вышел из зала, не дожидаясь ни ответных слов от президента, ни голосования за свою отставку. Он был обижен: его не оценили ни соратники по власти, ни народ, для которого он, видимо, навсегда останется непопулярным премьером. А ведь он, Арсений Яценюк, был премьером в самые трудные годы. Это ему пришлось выстраивать государственную машину, обеспечивать армию, налаживать новые экономические отношения после фактического разрыва связей с Россией.

Как бы то ни было, Яценюк не перестанет быть игроком в украинской власти. У него есть партия, его фракция — одна из опор новой коалиции. Он может, и даже, скорее всего, будет читать лекции в Оксфорде или где-то еще. Но из политики он не уйдет. Выступая по телевизору с заявлением о своем уходе, он произнес фразу, на которую многие не обратили внимания: «С сегодняшнего дня вижу свои задачи шире, чем полномочия главы правительства: новое избирательное законодательство, конституционная реформа, судебная реформа, коалиционный контроль за курсом нового правительства, международная поддержка Украины и ее членство в ЕС и НАТО — часть моей программы».

Это — программа будущего президента. Можно не сомневаться: Арсений Яценюк, немного отдохнув, вступит в борьбу и за этот пост.

* 12 апреля Генпрокуратура Украины подтвердила существование уголовного дела по факту получения Яценюком взятки в размере $3 млн за назначение на должность руководителя Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Владимира Ищука.

** Согласно украинскому законодательству выдвинуть кандидатуру премьера вправе только парламентское большинство.

Подоплека

Министры преткновения

За какие посты в своем кабинете боролся  Владимир Гройсман

Первый вице-премьер — министр экономического развития и торговли. Функции: организация работы правительства, проведение предварительных заседаний кабмина, замещение премьер-министра в случае его отсутствия. Как министр экономики будет координировать работу НАК «Нефтегаз Украины» и ранее объявленную приватизацию убыточных госпредприятий.

Вице-премьер по вопросам оккупированных территорий и временно перемещенных лиц. Функции: решение вопроса обеспечения и защиты вынужденных переселенцев и восстановления разрушенных территорий на Востоке Украины.

Министр кабинета министров. Функции: организация работы офиса премьер-министра, подготовка документов.

Министр социальной политики. Функции: социальная политика, социальная защита, пенсионное обеспечение, определение категорий, имеющих право на льготы и субсидии.

Мнение

Розы и грезы

Новый украинский кабинет вряд ли окажется долговечным

сакен аймурзаев.psdтекст: Сакен Аймурзаев, корреспондент «Эха Москвы», Киев

Нынешнее правительство Украины — третье после Майдана. Первое назначали прямо на площади. Премьер Яценюк зачитывал имена людей, которые древним методом аккламации (возгласами одобрения, выкриком, аплодисментами) назначались министрами. Казалось, эти люди в считанные недели изменят страну. Потом прошли первые после Януковича парламентские выборы, по итогам которых сформировали второе правительство — технократов. Состав был необычный: много новых лиц, молодые менеджеры и управленцы из финансовых компаний. Впервые в истории министрами стали иностранцы, в срочном порядке получившие украинское гражданство. Надежды, серьезное доверие — все было у этого кабинета. Но к концу минувшего года рейтинг премьера понизился до уровня погрешности, кабинет весь рассорился, обвинения в коррупции стали обыденностью для правительства. Новый год Украина встретила с тяжелым, уже даже хроническим политическим кризисом.

И вот три месяца политики с перерывами на религиозные и государственные праздники пытались договориться. Основной стол переговоров находится в администрации Порошенко. За недолгое президентство установился новый порядок управления страной, де-факто создан параллельный существующей системе власти орган принятия решений — в Киеве его называют «стратегическая семерка». В ней — президент, глава его администрации Ложкин, премьер — теперь Гройсман, спикер парламента — теперь Парубий, глава Совета по нацбезопасности Турчинов, глава МВД Аваков и глава президентской фракции в Верховной раде Луценко. К принятию решений «семерка» привлекает разного рода коммуникаторов внутри политического класса, не исключая представителей режима Януковича, и главное — непосредственное участие в ее работе принимают представители крупного украинского бизнеса.

В итоге — договорились. Итог договоренностей — в правительстве нет ни одного иностранца. Кто-то отказался, других даже не пригласили. Без каких-либо объяснений уволены несколько министров-технократов, как любили называть их президент и премьер в недавнем прошлом. Зато появились шесть вице-премьеров. В том числе заместитель главы правительства без определенных законом полномочий. Все эти бесконечные «вице» — прямые представители различных политических и бизнес-групп.

В день голосования постановление о назначении Гройсмана объединили с постановлением об отставке Яценюка. Такое канцелярское лукавство понадобилось всем — чтобы ни секунды не было для отказа, чтобы никто не успел передоговориться. При такой зыбкости и хрупкости, при таких еле уловимых связях внутри сложной системы под названием «украинская политика» верить в долговечность нынешнего правительства сложно. Да и риторика последних недель уж совсем похожа на предвыборную…

Кстати, именно в возможности через некоторое время переизбрать парламент для многих — надежда. Особенно для меньшинства — новых политиков Украины, которые пришли во власть из гражданского общества, из журналистики, из активизма. Это очень надоедливое для власти племя, они популярны, их знают граждане всех возрастов и по всей стране, за ними — поддержка друзей Украины на Западе. В хаосе последних месяцев этим молодым политикам особенно трудно. Они не уверены ни в чем, они подчас доверяют исключительно своим принципам, ощущениям и близким людям. Но они не сдаются.

Через некоторое время эти люди новой волны непременно сформируют политическую силу и пойдут в парламент, в новую Верховную раду. И так постепенно, бережно, но настойчиво вытесняя прежнюю систему, новые политики изменят порядок вещей в стране. Тогда уйдет в прошлое и дежурный, совершенно лишенный смысла и символизма, внушительный букет красных роз, который президенты Украины вручают назначенным премьерам. Меняются президенты и правительства, фракции и коалиции, а букет все такой же, будто с одной старой советской клумбы. На прошлой неделе такой букет получил от президента и новый украинский премьер.

фото: odcrisis.org


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.