Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Анализ

#Только на сайте

День охранника

09.04.2016 | Александр Гольц, военный аналитик | №12 (403) 09.04.16

Зачем Путину еще одна силовая структура,которая превысит численность Сухопутных войск России, и почему во главе нее поставлен не армейский, не полицейский, не чекист — телохранитель

нац гл.jpg

Нацгвардия уже тренируется разгонять митинги, Московская область, 7 апреля, 2016 года

Идея создания Национальной гвардии России, которая бродила в начальственных головах практически с момента развала СССР, была на прошлой неделе реализована. О чем глава государства и объявил на встрече с руководством заинтересованных силовых ведомств. Согласно президентскому указу и внесенному в Государственную думу законопроекту, новая военно-полицейская структура включит в себя внутренние войска, подразделения вневедомственной охраны, отряды СОБРа и ОМОНа. В качестве задач перед свежесозданным органом федеральной власти официально поставлены борьба с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, обеспечение режима чрезвычайного положения, вневедомственная охрана и даже помощь погранвойскам. А еще в придачу — контроль за частными охранными предприятиями и за легальным оборотом оружия. Национальные гвардейцы наделены практически всеми полномочиями, которыми располагают сегодня полицейские, включая право стрелять без предупреждения, входить в частные помещения, задерживать граждан.

Кто и что

При этом главный начальник страны не счел нужным объяснить, а зачем, собственно говоря, в сегодняшней России потребовалось создавать третью по численности силовую структуру. Ведь во внутренних войсках сегодня служат 170 тыс. человек, в полицейских спецподразделениях, по разным данным, от 25 до 40 тыс. А также вневедомственная охрана, ФГУП «Охрана» (эта контора на коммерческой основе оказывает услуги важным и очень богатым, чье имущество и его владельцы требуют пригляда), подразделения лицензионно-разрешительной службы — еще около 200 тыс. человек. Таким образом, численность Нацгвардии составит около 400 тыс. человек и превысит численность Сухопутных войск России.

Отечественная власть считает врага внутреннего куда опаснее врага внешнего и целенаправленно готовится воевать с собственным народом

Вряд ли следует всерьез принимать слова Путина, что все сделано ради борьбы с преступностью. Новый федеральный орган не стал субъектом оперативно-розыскной деятельности. При таком разделении труда искать преступников будут одни, а оказывать поддержку при задержании — другие. И оперативники уголовного розыска МВД теперь будут вынуждены обращаться за силовой поддержкой в ведомство «Национальная гвардия». Всякий, кто сталкивался с «координацией» деятельности различных ведомств, хорошо понимает, к какой неразберихе это приводит на практике. Еще год назад ровно об этом предупреждал генерал-лейтенант в отставке, председатель совета ветеранов главного командования ВВ МВД РФ Петр Ровенский: «В случае создания Национальной гвардии… нарушился бы баланс сил в МВД между полицейскими функциями войск правопорядка и выполнением ими функций, связанных с охраной особо важных государственных объектов и зданий». Более того, как утверждал генерал Ровенский, главнокомандующий ВВ МВД Виктор Золотов был, оказывается, против «различного рода новообразований», что неоднократно подчеркивал на встречах с личным составом и служебных совещаниях.

Как у них

Не дает ответа и обращение к зарубежному опыту. Термину «национальная гвардия» каждое государство придает свой смысл. В Соединенных Штатах — это резерв сухопутных войск и ВВС, а также силовая структура, подчиняющаяся губернатору штата, который может использовать ее для устранения последствий стихийных бедствий и подавления массовых беспорядков. То есть в отличие от России, создающей жестко централизованную структуру, подчиняющуюся исключительно президенту, нацгвардия в США — фактор децентрализации, разделения властей в принятии решений об использовании силы внутри страны. К тому же большинство американских национальных гвардейцев совмещают службу с работой в гражданской сфере. В Казахстане — у нацгвардии функции внутренних войск. В Грузии на нее возлагается еще ответственность за призыв в вооруженные силы. В Азербайджане и Таджикистане она выполняет функции президентской охраны. На Украине национальная гвардия была воссоздана в марте 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, с целью интегрировать в единую военную структуру добровольческие батальоны. Толку из этой затеи получилось немного. Таким образом, общим знаменателем здесь может быть лишь одно: нацгвардия — это параллельная армия, которая иногда служит дополнением вооруженных сил, иногда альтернативой им. А зачастую и тем и другим — как обстоятельства сложатся.

Направление главного удара

Судя по всему, создание Национальной гвардии в России — это ответ Кремля на возможность «цветной революции», которая рассматривается как главная угроза безопасности страны. В мае 2014 года на конференции в Министерстве обороны было даже объявлено, что «цветные революции» являются новым видом военных действий, взятым на вооружение Западом. Логичным было ожидать, что российский Генштаб примется разрабатывать оперативные планы противодействия этой напасти. О необходимости такой разработки несколько раз говорил министр обороны Сергей Шойгу. Но, похоже, генштабисты быстро смекнули, что, как ни крути, все кончится оперативными планами использования войск против народа на улицах российских городов. Видимо, русские офицеры решили не брать грех на душу и спустили начальственные инициативы на тормозах. Идея о разработке концепции противодействия «цветным революциям» перекочевала в Академию военных наук, где, похоже, заглохла.

9WPN3cEGA8U.jpg

Увеличить

У военных из Министерства обороны было железное оправдание: в конце концов, подавление народного бунта — задача Внутренних войск МВД. И надо сказать, эти войска старательно готовились к выполнению такой задачи. Механизированные соединения внутренних войск дислоцированы в 46 городах 44 субъектов РФ, в том числе в 9 городах с миллионным населением. В апреле прошлого года они были подняты по тревоге: оперативно-стратегическими маневрами «Заслон-2015» были охвачены Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Южный и Крымский федеральные округа — то есть вся европейская часть страны. В учениях были задействованы 40 тыс. военнослужащих. Официальный представитель ведомства сообщил тогда, что «тема учений — применение войск при осложнении оперативной обстановки в регионах РФ. Выбор темы связан с новыми угрозами внутренней безопасности государства». Не скрывал он и того, что именно понимают организаторы учений под этими угрозами: «За основу были взяты события, которые происходили в недавнем прошлом в одной из соседних стран. Отрабатывалось участие Внутренних войск в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, противодействие террористическим проявлениям и экстремизму. Для создания ситуации, близкой к реальности, были использованы все атрибуты тех событий, вплоть до горящих покрышек и забрасывания военнослужащих камнями и бутылками». Руководитель пресс-службы Внутренних войск Василий Панченков с гордостью поведал тогда, что сценарии учений включали применение всего арсенала спецсредств: слезоточивого газа, водометов, а также военной техники и специальных вооружений нелетального воздействия. Впрочем «нелетальным оружием» дело не ограничилось. Так, сообщалось, что «войска отработали приемы локализации крупной вооруженной банды на полигоне в Ростовской области, применив против условного противника авиацию и артиллерию». Очевидно, именно такой сценарий рассматривается как вероятный в планах по отражению новых внутренних угроз.

При этом руководство страны не забывало Внутренние войска своими милостями. Пока вооруженные силы подвергались беспощадному реформированию, Внутренние войска жили спокойно, реализуя свою, одобренную Верховным главнокомандующим концепцию развития до 2020 года. В результате их численность не изменилась. Мало того, все последние годы, когда поднимается вопрос о переводе нашей армии на контракт, отечественные начальники тут же начинают объяснять, какое это дорогостоящее дело и почему оно не по карману нашему Отечеству. А вот Внутренние войска уже в прошлом году рапортовали, что контрактники занимают 80% должностей сержантов и рядовых. Неоднократно заявлялось, что перед войсками стоит цель полной контрактизации. На это деньги нашлись. В 2012-м, дабы кардинально увеличить жалование военным, Минобороны было вынуждено сократить как минимум 135 тыс. офицерских должностей. Во Внутренних войсках никаких сокращений не было вовсе. Что не помешало поднять их военнослужащим денежное содержание в тех же размерах, в каких оно было увеличено для военных. Наконец, законы были изменены таким образом, что контрактников во Внутренние войска набирают теперь не через военкоматы, а каждый командир части самостоятельно, соответственно, он несет личную ответственность за подчиненного. Столь бережное отношение к Внутренним войскам не оставляло сомнений: отечественная власть считает врага внутреннего куда опаснее врага внешнего и целенаправленно готовится воевать с собственным народом.

Но этого почему-то показалось мало. Вероятно, Кремль терзают сомнения, а ну как все эти усилия — впустую. Вдруг эти решительные крутые парни в краповых беретах дадут слабину, если получат приказ стрелять в сограждан. Достаточно вспомнить 1991 год, когда армейские десантники и спецназовцы КГБ СССР так и не получили приказа штурмовать здание Верховного Совета, вокруг которого москвичи строили баррикады. Павел Грачев, тогда генерал-майор и командующий ВДВ, назначенный исполнять преступный приказ, тянул время, требуя «уточнить задание» у членов ГКЧП, а те, не желая брать на себя ответственность, отказались разговаривать, свалив все на адъютантов.

Урок очевиден: мало иметь хорошо подготовленное воинство. Нужно иметь четкую систему командования, чтобы у исполнителей не было шанса увильнуть. Вот в этом и главная цель выведения Национальной гвардии в отдельное силовое ведомство: убрать промежуточные звенья — например, в виде руководства МВД, которое могло бы затормозить прохождение приказа. Второе, не менее важное — нужно иметь человека, который заставит подчиненных выполнить любую команду. Именно поэтому еще в 2013-м Путин двинул во Внутренние войска начальника своей личной охраны Виктора Золотова, одного из самых близких людей. Надо сказать, что все последние годы этими войсками руководили армейские генералы, у которых был как минимум опыт командования крупными соединениями. Поэтому потребовалось время, прежде чем президент рискнул доверить Виктору Золотову создание новой силовой структуры и командование ею.

Телохранитель обязан — так его учили — в любых обстоятельствах ценой своей жизни и жизней других спасать не Россию, а охраняемое лицо

Назначение профессионального телохранителя на эту должность говорит об очень многом. Силовиков — военных, чекистов, полицейских — воспитывали в уверенности, что их задача — защищать народ и государство (что они под этим понимают — другой вопрос). Телохранитель же обязан — так его учили — в любых обстоятельствах ценой своей жизни и жизней других спасать, но не Россию, а охраняемое лицо. Именно эту задачу он будет исполнять в любой ситуации…

фото: YOUTUBE.COM


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.