Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Суд и тюрьма

Счастье по плану

23.11.2009 | Докучаев Дмитрий , Алякринская Наталья | №42 от 23.11.09

Владимир Путин на съезде «Единой России» предпочел говорить не о политике, а об экономике

137-10-01.jpg
Фото Дмитрия Алешковского


Речь Владимира Путина на съезде «Единой России», лидером которой он является, это, по существу, перечисление конкретных экономических мер, которые либо уже исполняются правительством, либо будут реализованы в ближайшее время. Что в этой речи — популизм, а что реально и осуществимо — The New Times разбирался с помощью экспертов


О пенсиях

Путин: «Уже через десять дней базовая часть пенсии будет повышена на 31,4%. В 2010 году рост пенсий составит 46%, и средняя трудовая пенсия по старости превысит 8 тыс. рублей. У нас больше не останется пожилых людей, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума».
Данилов-Данильян: Путин правильно расставил приоритеты: он делает акцент на социальную поддержку населения в кризис. В большинстве развитых стран во время кризиса пенсии не индексировались, а кое-где даже снизились: тем самым пенсионеры оказывались как минимум в равном положении с другими категориями трудящихся, у которых зарплаты падали. А наши — даже выиграли. Можно спорить о том, так ли действует российское правительство в условиях дефицита бюджета, но оно совершенно явно проводит политику, направленную на активную поддержку пенсионеров.
Масленников: В следующем году на пенсионные нужды будет потрачена едва ли не половина федерального бюджета. Возникает вопрос: за счет чего будут выплачиваться пенсии в 2011–2012 годах, когда в стране не останется суверенных фондов (Резервного и национального благосостояния), средства которых к тому времени правительство предполагает потратить? Никаких гарантий, что за 1–2 года экономика вырастет достаточно, чтобы давать бюджету деньги для выполнения повышенных пенсионных обязательств, нет. Что касается среднего размера пенсии 8 тыс. рублей — многое будет зависеть от того, какими темпами станет расти инфляция. Если по 10% в год, то старики так и не выйдут в массе своей из нищеты и половину своей пенсии вынуждены будут платить за услуги ЖКХ.

О программе утилизации старых автомобилей

Путин: «Любой гражданин, который сдаст в утиль свою старую машину возрастом десять и более лет, получит чек на 50 тыс. рублей и сможет вложить их в покупку нового автомобиля. При этом неважно, какую именно машину он собирается приобрести — отечественную или зарубежную, главное — чтобы она была соб­рана в России».
Масленников: Это абсолютно новая и очень важная для стимулирования внутреннего спроса мера. Подобные программы утилизации старых автомобилей сыграли свою роль в поддержке автопрома многих стран Европы и в США. Но 50 тыс. рублей могут оказаться недостаточным стимулом для того, чтобы вкладывать их в покупку новой машины — это выяснится только на практике. И откровенно говоря, я не думаю, что эта мера поможет АвтоВАЗу: полагаю, что большинство покупателей будет отдавать предпочтение иностранным моделям российской сборки — типа «Форд Фокус».

Об инфляции


Путин: «Судя по текущей ситуации, инфляция в 2009 году составит 9,6%, что станет одним из лучших показателей начиная с 1992 года. Еще в 2008 году ее уровень составлял 13,3%. Жесткий антиинфляционный курс будет продолжен».
Делягин: В России 2,5 месяца официальная инфляция была нулевая. Но если на середину ноября она составила 8,2%, а по итогам года планируется 9,6%, значит, впереди резкое ускорение инфляции — на 1,3% за полтора месяца. А жесткий антиинфляционный курс означает, что в экономику не будут впускать деньги, то есть не будет средств на модернизацию и людям придется затянуть пояса.

О безработице

Путин: «Безработица в России снижается уже несколько месяцев: с 7,1 млн человек в феврале до 6 млн в октябре. Однако ситуация на рынке труда по-прежнему напряженная. В будущем году мы выделяем на программы содействия занятости еще 36 млрд рублей бюджетных средств».
Кричевский: Я бы не торопился принимать на веру официальные цифры снижения безработицы. Мы же понимаем, что часть ее — скрытая. Руководители предприятий, чтобы не иметь неприятностей с местными властями и прокуратурой, предпочитают не увольнять людей, а переводить их на неполную занятость, отправлять в неоплачиваемые отпуска и т.п. Вопрос в том, насколько у организаций хватит финансовых запасов прочности для такой политики. И в этом смысле выделение 30–40 млрд рублей ничего не решает: мы не слышим о масштабных программах переселения людей из моногородов или массового переобучения потерявших работу на новые специальности. А то, что выделяемые на следующий год на эти цели средства будут освоены, у меня сомнений нет: отделения и филиалы служб занятости наверняка приобретут более парадный вид.

О доступном жилье

Путин: «Программа Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства была рассчитана до конца 2011 года. Имея в виду ее эффективное функционирование, считаю возможным продлить ее как минимум до 1 января 2013 года. В 2008–2009 годах были улучшены условия проживания более 10 млн россиян. До середины следующего года из аварийного жилья в новые квартиры гарантированно пере­едут 150 тыс. человек».
Немцов: Этот фонд — государственная корпорация. Госкорпорации — самые воровские структуры из всех возможных. И понятно, что заявление Путина о поддержке Фонда ЖКХ — пинок в сторону Медведева, который хочет госкорпорации ликвидировать. Налицо отголосок внутренней подковерной борьбы. Кроме того, невозможно понять, как расходуются деньги этой корпорации и как судить об эффективности трат. Зато повсеместно мы видим обветшалые дома без какого бы то ни было ремонта. Я бы ликвидировал эту корпорацию: все равно деньги не дойдут до обновления жилищного фонда.

Об ипотеке

Путин: «Пока система ипотеки слабо развита, потому что ставка по кредитам высока и сейчас составляет 14–15%. Чтобы ипотека стала доступной для большого количества людей, ставка, по мнению экспертов, должна упасть до 10–11%. Правительство РФ намерено в 2010 году дополнительно использовать около 250 млрд рублей на поддержку ипотеки. Часть пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа, будет вложена в надежные ипотечные облигации российских банков».
Данилов-Данильян: Очень важная мера. В прошлые годы на поддержку ипотеки выделялось мало средств — порядка 60 млрд ежегодно. 250 млрд рублей — это уже очень хорошо, но все же недостаточно: требуется примерно 600 млрд рублей на эту сферу. В любом случае ипотека станет доступнее.
Масленников: Процент по ипотечным кредитам банки держат таким высоким, потому что закладывают в него все свои риски, связанные с обслуживанием «плохих» долгов. Объем последних — около 1 трлн рублей. Одним только вливанием денег эту проб­лему не решить: требуются другие шаги по расчистке балансов банков от «плохих» долгов. Возможно, средств ВЭБа хватит на то, чтобы поддержать банки, имеющие проб­лемы с «плохими» ипотечными кредитами (по моим данным, их уровень в крупнейших банках достигает 17–18% от общего кредитного портфеля), но их будет явно недостаточно, чтобы понизить ставку до намеченных 10–11%.

О дорожном строительстве

Путин: «На автодороги в 2010 году мы направим 324 млрд рублей с учетом бюджетных кредитов. Это несколько ниже, чем в 2009 году, но больше, чем в успешном 2008 году. Объем бюджетных кредитов на строительство региональных дорог увеличен на 25 млрд рублей — до 50 млрд».
Кричевский: Сравнивать расходы на дорожное строительство с 2008 годом не совсем корректно, потому что тогда регионам просто не выделялось никаких бюджетных кредитов на эти цели. Статистика последних лет показывает: несмотря на то, что на дорожное строительство ежегодно выделяется по $10 и более млрд, протяженность дорог в стране практически не увеличивается. Зато резко увеличивается стоимость их создания. Согласно Программе развития транспортной системы России до 2015 года, средняя стоимость строительства 1 км автодорог у нас равна $17,6 млн. Это в 2,6 раза больше, чем в ЕС, в 3 раза — чем в США и в 7,2 раза — чем в Китае. А скажем, стоимость строительства 1 км Четвертого транспортного кольца вокруг Москвы оценивается в $600 млн. По консенсусным оценкам экспертов, коррупция в области дорожного строительства составляет 20–40%. Это значит, что ежегодно от 60 до 120 млрд рублей присваивается коррупционерами. И следующий год исключением не станет, потому что премьер говорит о выделении очередных 300 млрд рублей, а не ставит задачу увеличить за год дорожную сеть на конкретное количество километров.

Об оборонно-промышленном комплексе

Путин: «В 2010 году государственный оборонный заказ будет увеличен еще на 8,5%. Это составит 1,175 трлн рублей. Считаю возросший гособоронзаказ важнейшим инструментом модернизации как самого ОПК, так и смежных отраслей, стимулом для появления перспективных научных разработок, производства новых материалов, компонентной базы. ОПК всегда служил одним из локомотивов технологического развития России».
Кричевский: Роль оборонно-промышлен­ного комплекса в модернизации страны не стоит переоценивать. С советских времен в ОПК работали лучшие специалисты, но по части внедрения их разработок в гражданскую сферу всегда существовали большие проблемы. Можно сказать, что и крах советской экономики во многом предопределило отсутствие этого технологического перехода. Недаром же во времена Горбачева, когда пытались наладить на оборонных предприятиях конверсию, родилась шутка: «Что ни собирай, выходит автомат Калашникова». Модернизация должна быть ориентирована на потребительский рынок — на повышение качества товаров и услуг, на снижение энергопотребления и т.п., а не на вооруженные силы. Оборонка не может быть локомотивом модернизации — у нее совершенно другие цели. Безусловно, этот триллион с лишним, который выделяется на гособоронзаказ, будет освоен, но к повышению стандарта жизни населения за счет внедрения инноваций и современных технологий это не имеет никакого отношения.

Об обязательной сертификации товаров

Путин: «Сегодня обязательной сертификации подлежат 78% продаваемых в стране товаров. На ближайшем заседании правительства сократим такой перечень примерно в полтора раза, хотя и этого недостаточно. В странах ЕС обязательную сертификацию проходит лишь 15% продукции».
Немцов: Власть пыталась провести дебюрократизацию еще в начале правления Путина, но потом выяснилось, что возникает еще больше бюрократических барьеров. Это как с головами дракона: отрубают одну, но вырастает три новых. Режим сам по себе основан на бюрократии: за годы правления Путина число чиновников выросло на 600 тыс. человек. Соответственно, расходы на госаппарат тоже выросли, например, на спецслужбы — более чем в 10 раз. Естест­венно, этим людям надо что-то есть, поэтому сокращение списка сертифицируемых товаров будет сопровождаться ростом числа проверок.

Тезисы премьер-министра комментировали
политик Борис Немцов, советник Института социального развития Никита Масленников, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.