Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев (сидит) на полигоне Донгузский во время армейских учений «Центр-2015», сентябрь 2015 года. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
В свои 64 года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев демонстрирует, что готов дать фору молодым: постоянно находится в командировках и по количеству официальных визитов в зарубежные страны оставил далеко позади главу МИД Сергея Лаврова. Причем господин секретарь, как правило, путешествует с внушительной компанией из администрации президента, Минобороны, ФСБ, ФСКН, МВД, Минюста и МЧС. К примеру, только за последние полгода делегация Совбеза посетила Японию, Анголу, ЮАР, Уругвай, Аргентину, Индонезию, Таиланд, Сингапур и Вьетнам.
Предмет переговоров — координация с местными спецслужбами, вопросы борьбы с терроризмом, недопущение попыток вмешательства ряда государств во внутренние дела других стран. А, например, в Бангкоке, как писала тайская пресса, российская делегация выступала в качестве лоббиста ВПК: пыталась договориться о продаже танков. В ЮАР и Анголе обсуждала совместное противодействие «цветным» революциям.
Николай Патрушев постоянно находится в командировках и по количеству официальных визитов в зарубежные страны оставил далеко позади главу МИД Сергея Лаврова
За этот же период господин Патрушев провел выездные заседания в Приволжском, Сибирском, Уральском, Северо-Кавказском федеральных округах, в Крыму, а также успел посетить штаб ВМФ в Североморске, завод по производству сжиженного природного газа на Ямале и руководил в Петрозаводске заседанием Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Карелии.
Не многовато ли командировок? — поинтересовался NT у пресс-секретаря Совбеза Евгения Аношина: «Не от хорошей жизни, — ответил Аношин. — Президент требует все посмотреть своими глазами и доложить».
Справка NT
Николай Патрушев (11.07.1951, Ленинград). Начинал службу в управлении КГБ по Ленинградской области. Во времена уже новой России был министром безопасности Республики Карелия, затем возглавил управление ФСБ Карелии. С 1999 по 2008 год — директор ФСБ.
В мае 2008 года назначен секретарем Совбеза РФ.
В 2016 году судья Высокого суда Британии сэр Роберт Оуэн в ходе объявления результатов общественного дознания по делу отравленного полонием в Лондоне экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко заявил, что убийство, «скорее всего, одобрили» лично директор ФСБ Николай Патрушев и российский президент Владимир Путин.
Семья: супруга Елена (домохозяйка). Младший сын Андрей окончил Академию ФСБ. В 2006 году назначен советником директора «Роснефти» Игоря Сечина. В апреле 2007 года указом президента Путина был награжден орденом Почета «за многолетнюю добросовестную работу».
Старший сын Дмитрий работал вице-президентом банка ВТБ. В мае 2012 года назначен на пост председателя правления Россельхозбанка.
Спецполитбюро
В последние годы Совет безопасности все чаще стали сравнивать с Политбюро ЦК КПСС. Однако и политолог, автор книги «Система РФ» Глеб Павловский, и Симон Кордонский, профессор Высшей школы экономики и автор книги-исследования «Рынки власти», полагают такое сравнение некорректным.
Павловский соглашается, что внешне СБ — та его составляющая, в которую входит 12 постоянных членов плюс президент, который возглавляет СБ, — устроен как Политбюро, но «Совет безопасности не принимает решений, — отмечает Павловский, — он их только обсуждает. Члены Политбюро ЦК КПСС имели полномочия и принимали решения. Но у СБ нет полномочий. Там могут обсудить какую-то спецоперацию, если этого захочет президент». Павловский полагает, что если на заседаниях постоянных членов СБ в Ново-Огарево и принимаются какие-то решения, то, скорее всего, они не фиксируются и имеют форму словесных поручений.
Симон Кордонский отмечает, что у исследователей очень мало информации о том, чем занят СБ: «По идее, аппарат Совета безопасности должен заниматься систематизацией, классификацией и ранжированием угроз и выносить это на заседание СБ. А там уже должны решать, какая доля ресурсов должна быть направлена на нейтрализацию тех или иных угроз». Кордонский полагает, что СБ скорее должен был бы выполнять функции существовавшей в советское время военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР. Однако очевидно, что полномочий у него значительно больше: 10 департаментов, 7 межведомственных комиссий — это сотни людей, каждый из них должен доказать начальству и соседу, что кабинет во вновь отремонтированных помещениях бывшего ЦК КПСС в Ипатьевском переулке они занимают не зря.
Структура Совета безопасности
И действительно, названия департаментов и комиссий говорят о том, что аппарат Совета безопасности выполняет, например, и функции могущественного отдела административных органов ЦК КПСС — структуры, которая в советское время контролировала деятельность политической полиции — КГБ, военной разведки — ГРУ, милиции, юстиции и так далее.
Принцип назначения постоянных членов Совета безопасности — это отсутствие принципа. С одной стороны, в его состав входит руководитель администрации президента (Иванов), председатель правительства (Медведев), председатели Совета Федерации (Матвиенко) и Государственной думы (Нарышкин), руководители силовых министерств — обороны (Шойгу), ФСБ (Бортников), внутренних дел (Колокольцев), Службы внешней разведки (Фрадков) и МИДа (Лавров), то есть так называемых «министерств со звездочкой», которые подчиняются непосредственно президенту, а не председателю правительства. Естественно, постоянным членом Совбеза является и его секретарь, генерал армии Патрушев.
Попутно Совбез потребовал запретить силовикам и чиновникам использовать Google, Yahoo и WhatsApp. Правда, добиться запрета пока не удалось и сотрудники ФСБ, ФСО и чиновники по прежнему «ночуют» в соцсетях
Однако рядом с теми, чье присутствие в СБ объяснимо их должностью, — фамилия, например, Бориса Грызлова, который пять лет назад был председателем Думы и двенадцать лет назад — министром внутренних дел. Кроме того, он учился в одной средней школе в Ленинграде с Николаем Патрушевым. Недавно, в декабре 2015 года, президент назначил Грызлова «полномочным представителем РФ в Контактной группе по урегулированию ситуации в восточной части Украины», но постоянным членом СБ он был и те годы, когда никакого формального поста не занимал. Второй отставник среди постоянных членов СБ — печально знаменитый бывший глава МВД Рашид Нургалиев. Впрочем, Нургалиев, как и еще шесть его коллег по СБ (включая президента), — выходец из КГБ, служил в Ленинграде и Карелии, а сейчас является одним из заместителей секретаря Совбеза.
В заседаниях Совбеза участвуют еще 17 человек, которые обозначены как просто «члены»: это мэры Москвы и Санкт-Петербурга, полпреды президента в федеральных округах, начальник Генштаба, министр финансов, юстиции, генеральный прокурор и... директор ФСКН (служба по контролю за наркотиками), еще один выпускник КГБ СССР Виктор Иванов.
Журналисты NT подсчитали, что из девяти полпредов шестеро — выходцы из силовых структур, а министр юстиции Александр Коновалов, главный наркоборец Виктор Иванов и полпред по ЦФО Александр Беглов начинали карьеру в Питере.
Очередное заседание Совбеза состоялось 28 марта этого года: «обсуждалась позитивная динамика в продолжающейся борьбе с террористическими группами и организациями в Сирии и важность освобождения Пальмиры». Помимо прочего «президент ознакомил членов Совбеза с результатами своих недавних контактов с госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером».
Суперполномочия
Совет безопасности в его нынешней инкарнации ведет свою историю с марта 1992 года. Задумывался он исключительно как консультативный орган при президенте, как структура интеллектуального обеспечения главы государства — так же как и канцелярия президента, превратившаяся ныне в могущественную администрацию президента. Во многом СБ был еще и чем-то вроде «райской группы» — была такая в свое время при Министерстве обороны, куда отправляли вышедших в тираж генералов и маршалов. Например, экс-министр иностранных дел Игорь Иванов, занимавший пост секретаря Совбеза с 2004 по 2007 год, после отставки стал членом совета директоров нефтяной компании «Лукойл» и участвует в работе нескольких международных неправительственных организаций.
Раньше в обязанности секретаря Совбеза входили прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, подготовка докладов для главы государства. В 2008 году с приходом экс-директора ФСБ Николая Патрушева, работа Совбеза кардинально изменилась: заседания стали регулярными (не реже одного раза в месяц), заметно изменилась риторика и ранее вполне открытые направления получили гриф «секретно». Все тот же пресс-секретарь Совбеза господин Аношин так и не назвал точного числа департаментов, хотя эта информация не считается секретной.
В 2011 году указом № 590 тогдашнего президента Дмитрия Медведева ведомство господина Патрушева получило право не только на «формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности», но решения Совбеза, согласно указу, стали обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами.
Теперь Совбез также участвует в «формировании кадровой политики», «организует контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности», а правительство, Совет Федерации и Госдума обязаны ежегодно представлять отчет о проделанной работе.
Начальник департамента Александр Виданов (крайний слева) и первый заместитель секретаря Совбеза Юрий Аверьянов (крайний справа) на совещании по космосу
Попутно Совбез потребовал запретить силовикам и чиновникам использовать Google, Yahoo и WhatsApp. Правда, добиться запрета пока не удалось и сотрудники ФСБ, ФСО и чиновники по прежнему «ночуют» в соцсетях и выкладывают на своих страничках эксклюзивные фото (см. NT № 8 от 14 марта 2016 года).
Кульминацией работы Совета безопасности стала широко разрекламированная новая редакция Стратегии национальной безопасности, подписанная президентом 31 декабря 2015 года. В числе главных врагов — США, НАТО и иностранные спецслужбы. А внутренней опасностью названы «информационное воздействие на население страны с целью подрыва исторических, патриотических, духовных традиций и ценностей».
По словам экономиста Вячеслава Иноземцева, новая Стратегия — «выдающийся образец бюрократического словоблудия, за которым скрывается претензия власти рассматривать все происходящее в обществе через призму безопасности, причем, очевидно, собственной».
Впрочем, еще один собеседник из бывших, генерал КГБ СССР и один из сотрудников Совбеза времен Бориса Ельцина, считает, что реальная власть — это не Совбез, а «решальщики», как назвал он людей из ближайшего окружения Владимира Путина, известные также как члены кооператива «Озеро».
Люди прошлой страны
Документы для заседаний Совета безопасности готовит аппарат СБ. Судя по официальным биографиям, большинство руководящих сотрудников аппарата — выходцы из КГБ–ФСБ, Министерства обороны и военно-промышленного комплекса. Многим под или за 60, другими словами, годы их зрелости пришлись на разгар холодной войны и активной борьбы с инакомыслием. Обнадеживает, что они из того поколения чекистов, когда врагов все же больше искали не в соседях, а за пределами страны, когда массовые репрессии уже считались перегибом, а «двойки» и «тройки» — опасными для самой элиты (и чекистов в том числе). «Ментальность этих людей осталась еще советской: на первом месте у них конспирология, на втором — ведьмовщина, — не без усмешки говорит историк Никита Петров, который последнюю четверть века изучает архивы КГБ. — Они уверены в своей особой исключительности и по-прежнему думают, что руководить обществом можно только с помощью тайных пружин и через доверенных лиц, влияющих на процессы».
«Они уверены в своей особой исключительности и по-прежнему думают, что руководить обществом можно только с помощью тайных пружин и через доверенных лиц, влияющих на процессы»
Судя по еще открытым источникам, молодежи не видно и среди руководителей департаментов Совбеза — все те же выходцы из спецслужб, Минобороны и ВПК, прошедшие через советскую идеологическую мясорубку: год рождения — 1945, 1946, 1949, 1951, 1952… Самым молодым оказался начальник департамента проблем оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Александр Виданов (1959), которого за глаза называют «смотрящим» за космосом.
Кроме того, в штате Совбеза числятся десятки советников, помощников, консультантов и референтов, а также научный совет (146 членов), в котором помимо силовиков, директоров закрытых НИИ и предприятий оборонки встречаются и гражданские персонажи.
Самым узнаваемым членом научного совета является советник Путина по экономике Сергей Глазьев, известный своими левыми взглядами. Сам советник живет скромно: в декларации об имуществе везде стоит прочерк. Зато супруга — собственница четырех земельных участков, трех дорогих иномарок, квартиры (253,7 м2) и жилого дома в Барвихе общей площадью 869 м2.
Пресс-секретарь Совбеза Евгений Аношин не смог сообщить NT общее число сотрудников и сумму расходов на содержание аппарата. По словам источника в Минфине, из «выделенных в 2016 году для обеспечения работы администрации президента 10,3 млрд рублей треть, скорее всего, съест ведомство Патрушева».
Ну и говорящая деталь напоследок. В сети обнаружилась переписка сотрудника технического отдела администрации президента, в которой он сетует, что большинство руководителей Совбеза не умеют обращаться с компьютером и отказываются посещать курсы для начинающих. А жаль, поскольку с помощью интернета можно было бы легко выяснить, что в ЮАР и Анголе никаких цветных революций не предвидится. И потому незачем туда и обратно было гонять казенный самолет.
Комментарий юриста
СБ и право
Текст: Владимир Жбанков
Единственное упоминание Совета безопасности в Конституции РФ — это ст. 83, п. «ж», где указано что президент «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом». Специального же закона о СБ до сих пор нет. Есть более общий Федеральный закон N 390 от 28 декабря 2010 года «О безопасности», в который инкорпорирована гл. 3 «Статус Совета безопасности». И наконец, есть Положение о Совете безопасности, которое утверждено Указом Президента Российской Федерации N 590 от 6 мая 2011 года.
Согласно положению, «Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение». Что именно имеется в виду, не очень понятно.
Задачи и функции закреплены в законе «О безопасности» и Положении о нем. Сформулированы они максимально широко, везде указывается, что президент может возложить на Совбез и иные задачи. Причем в какой форме он может это сделать — не указывается.
В последнее время Совет безопасности стал играть непропорционально большую роль: он превратился во что-то вроде «теневого правительства», оказывающего существенное влияние на основные направления государственной политики. Однако формально нарушений тут нет. С точки зрения права — это орган совещательный и обсуждать он может все что угодно, чтобы обеспечить условия «для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности». Решения его не имеют обязательной силы, это лишь рекомендации, направленные прежде всего президенту, а также другим заинтересованным лицам.
Власть Совбеза проистекает не из права, а из аппаратного веса его членов и их приближенности к президенту. Такая ситуация несовместима с базовыми принципами демократии. К сожалению, все ветви власти у нас находятся в летаргическом состоянии, а какая-то управленческая активность необходима. Поэтому их и подменяют такие квазигосударственные институты.
Фото: из открытх источников