#Спорт

#Политика

Спокойному житью наших клубов, похоже, пришел конец

09.04.2007 | Микулик Сергей | № 09 от 9 апреля 2007 года

Спокойному житью наших клубов, похоже, пришел конец. На прошлой неделе баскетбольный ЦСКА обнародовал свой бюджет: $23 642 538. Это — прецедент. Ни один клуб, ни баскетбольный, ни футбольный, ни какой другой, данные о своем бюджете не публикует. И как теперь прикажете жить остальным? По-честному, что ли? ЦСКА не то чтоб убил, но озадачил этими цифрами всю спортивную Европу. Которая тоже не всем открывается.

Сергей Микулик

Баскетбол в Израиле — вторая религия. Правда: пасхальные сюжеты можно разорвать только одним эфиром, если говорить о прямых. «Маккаби» в гостях играет с ЦСКА. Играет нездорово: начиная с первой четверти уходит в «–15» и потом, несмотря на все старания, такую фору уже не отыгрывает. 58:80 — это даже не разгром, это унижение. Еврейская Пасха практически сорвана. Я не утрирую: прямой эфир отодвигает местную программу «Время», и первый же сюжет в ней посвящен только что так позорно завершившейся игре. Клуб, так красиво дважды бравший за три последних сезона Евролигу, распят и унижен. На этом фоне свежайшие мировые новости вроде освобождения каких-то английских моряков из иранского плена выглядят чемто далеко второстепенным. Это чужая глубоко беда, удачно к тому же разрешившаяся. У нас — своя, и пару дней с ней предстоит прожить.

Когда-то, когда дипотношений между СССР и Израилем не было, клубные команды этих стран встречались на нейтральной территории — чаще всего выбирали почему-то Голландию. Результат двух игр — ну, чтоб друг к другу не ездить — был негласно расписан заранее. Номинальные хозяева всегда одерживали победу, гости через день стабильно платили тем же. То была любимая поездка того звездного поколения советских баскетболеров: вместо формы можно было вести икру, дабы бартерно обменять ее на мохер и болонью. В процентном отношении такой бизнес и Абрамовичу не снился.

Но времена, однако, изменились — теперешнему ЦСКА и Роман Абрамович не особо-то нужен. Ибо есть у них Михаил Прохоров. Уже восемь лет как есть. Тогда команда была не то чтобы на грани развала — элементарного банкротства. И сгинула бы почти наверняка лет на несколько, как «Динамо», сначала соблазненное «Микродином», а потом им же и брошенное. Но покойный Александр Яковлевич Гомельский на флажке того самого банкротства склонил к сотрудничеству бывшего баскетболиста спортшколы, ростом чуть за два метра, тогда еще президента ОНЭКСИМбанка. ЦСКА, конечно, не «Спартак», не «народная команда», но из всего не болеющего за «Спартак» народу деньгами за любовь реально ответил один только Прохоров. Двадцать три с хвостиком миллиона спонсорских (см. бюджетную разблюдовку) — это, по сути, личные его деньги. И вот вам результат.

Он выражается даже не в четырехлетнем (подряд!) участии в «Финале четырех», что само по себе уже рекорд немалый, и даже не в прошлогодней, наконец, победе в нем, а в том, что ЦСКА вдруг, посередь сезона, взял да и открыл весь клубный свой бюджет — смотрите, люди, и завидуйте, как мы тут живем-жируем на тридцать без малого миллионов долларов. В год. Буквально перед серией с «Маккаби» взяли вот и вскрылись. Самый естественный вопрос — вы правы — а, собственно, зачем?

А где ж на откровенность бить, как не в Израиле?
— Дело в том, что к этому, как мы смогли заметить, шли очень многие наши клубы, — просвещал меня первый вице-президент армейского клуба Андрей Ватутин. — С кем ни поговоришь: да, мы готовы хоть завтра. Мы были готовы не хуже их и решили в какойто момент для себя, что если кто-то сыграет на опережение, то мы окажемся в лучшем случае вторыми. Имиджево это было бы нездорово.
— Едва ли кто до конца сезона успел вас опередить...
— Если бы я работал не в ЦСКА, а в «Маккаби», то, скорее всего, ответил бы: а почему не открыть? Когда все в белую — зачем продолжать скрывать. Тем более что для кого надо бюджет и был всегда прозрачным: бухгалтерские отчеты сдавались ежегодно, и государство всегда было в курсе, кто там сколько стоит. Андрей Владимирович на ту пору — а разговор шел за день до второй игры — не знал, конечно, что у его практически коллеги по статусу из «Маккаби» я уже был и тем же вопросом интересовался. Но в варианте обсуждения денежной ситуации господин Ватутин был очень даже прав.
— Ну и зачем вам наш бюджет? — спросили меня в «Маккаби».
— Да только чтобы сравнить его с цээсковским...
— А других команд у вас на примете, что ли, нет
— поинтересуйтесь, например, в «Динамо»...
— А вы знаете анекдот почти про «Динамо», относящийся практически ко времени основания клуба в 1923 году?
— Нет, но уже интересно!
— Это когда к одесскому ювелиру Рабиновичу ломятся в дверь в четыре утра, а он спрашивает, кто там.
— И что же дальше?
— Ему отвечают, что из НКВД; он переспрашивает, что хотят, — выясняется, что чисто поговорить. Он уточняет, сколько народу,
— ему говорят, что пятеро. И он предлагает товарищам поговорить между собой.
— Анекдот засчитывается — давайте и мы между собой обсудим наш бюджет, не для разглашения.
— Ну, так неинтересно...
— Понимаете, мы здесь живем как живем, никому ничего не рассказывая. И пусть о нас думают что думают — а то откроем цифры, и кто-то позавидует, а кто-то опечалится: одни думают, что мы такие богатые, а другие разочаруются. И зачем, скажите, нам вся эта головная боль...
— Ни к чему, согласен. Предлагаю компромисс: считаем в процентах.
— О, так это пожалуйста: в самые лучшие времена — сами понимаете, до меня это было — мы приподнимались до 15 миллионов.
— Долларов?
— Ну ни евро же — мы в них вообще не считаем.
— А сегодня?
— Сползли на несколько процентов...
— Уже с вами?
— Здесь так много нюансов... Сползание это не помешало, однако, «Маккаби» сотворить мини-подвиг — в рамках бюджета, сами понимаете. Команда, кувыркавшаяся весь сезон, взяла да и скакнула выше не то что головы, а баскетбольного щита. Я даже и не вспомню, когда бы ЦСКА не имел никаких шансов. 68:56 — это, конечно, не 80 на 58, но разница-то здесь ни при чем — серия протянулась до еще одной чьей-то победы. Час «Х» — 12 апреля. Место встречи — Москва. Да, знаете, что сказал после победы тренер «Маккаби» Невен Спахия? «Сегодня мы победили великий и богатый клуб. А между прочим, у нас сейчас самый маленький бюджет среди всех четвертьфиналистов Евролиги...».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.