Почем Price?
Цена выживания компании PricewaterhouseCoopers в России — утрата части своей независимости и готовность сотрудничать с государством. Это общая тенденция на мировом рынке аудита, уверены эксперты. Разгром аудиторского лидера в России ударит по всей отрасли, которую власть пытается превратить еще в одного «налогового инспектора».

Юлия Алешина,
София Зырянова,
Марина Затейчук

На заре дела «ЮКОСа» мало кто сравнивал его с банкротством американского энергетического гиганта Enron. Теперь эти два скандала имеют много общего. Enron утащил за собой своего аудитора — Arthur Andersen, превратив таким образом «большую пятерку» аудиторских компаний в «четверку». Банкротство бывшего лидера российской нефтяной отрасли тоже происходит параллельно с атакой на его аудитора — «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит».

И с каждым днем у лидера мирового аудита все меньше шансов устоять в борьбе с ФНС, МВД и прокуратурой. Не исключено, что в итоге ему придется уйти с российской бизнес-сцены.

Бороться и искать,
— найти и перепрятать —

Как стало известно 27 марта1, компания «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» официально признана «фактическим участником реализации незаконных налоговых схем, применение которых повлекло причинение значительного ущерба бюджету». Налоговики и суд обвинили аудиторов в том, что они вводили в заблуждение акционеров «ЮКОСа». По подтвержденной судом версии, на протяжении 2002—2004 годов компания составляла два заключения. В первом — для руководства компании — указывалось на нарушения, во втором — открытом — о них не говорилось вовсе.

В частности, как пишут фискалы, PwC в письменной информации для руководства компании предупреждала, что искажены характеристики деятельности «ЮКОСа», отсутствуют необходимые первичные документы, нарушено законодательство при перечислении средств в Фонд финансовой поддержки развития производства нефтяной компании, а вексельные схемы не показаны в отчетности развернуто.

Более того, по мнению властей, PwC действовала умышленно, а сам аудит осуществлялся для того, чтобы сокрыть юкосовские схемы ухода от налогов, фактическим участником которых стала PwC.

Рынок аудита и независимые налоговые юристы были удивлены не столько проигрышем компанией судебного процесса, сколько обнародованной мотивировкой суда, которая фактически превратила PwC в соучастника налоговых преступлений «ЮКОСа». Таких жестких оценок не ожидали даже скептически настроенные наблюдатели. «Решение просто написано под кальку с заявления налоговиков», — сказал The New Times адвокат крупной юркомпании. Правда, суд, объясняет эксперт, снял с аудитора одно обвинение — налоговики утверждали, что PwC должна была сообщить ФСФМ, что «ЮКОС» занимался легализацией преступно нажитых доходов. «Роль стукача и информатора суд не стал возлагать на аудитора, ведь эти требования появились в законодательстве только в 2005 году и вообще аудиторов касаться не могут», — сказал адвокат.

В самой «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» дело завершенным не считают, демонстрируя клиентам свое намерение расширять аудиторскую деятельность в России. PwC официально объявила, что арендовала для офиса в Москве 32,5 тысячи кв. м в еще не построенном бизнес-центре «Белая площадь». По оценкам риелторов, компания будет платить за новый офис рекордную для столицы сумму — $23 млн в год.

«В России решение суда часто зависит не от вины подсудимого, а от причин, по которым он оказался на скамье подсудимых»

Как заявили корреспонденту The New Times в PwC, компания обязательно обжалует это судебное решение в высшей инстанции. Более того, аудиторы подчеркнули, что «суд переложил ответственность за выявление нарушений и информирование о них с органов власти на аудитора». B PwC не видят в решении суда аргументов, доказывающих участие компании в сговоре с «ЮКОСом», и «доказательств наличия умысла PwC в сокрытии информации о нарушениях нефтяной компании». И по содержанию суд называет заключения PwC в отношении аудита 2002, 2003 и 2004 годов положительными, что «не соответствует действительности», сказали в PwC.

Компания намерена продолжать обороняться и по другому делу — налоговому (как известно, первый удар нанесли налоговики, обвинив аудиторов в уклонении в 2002 году от уплаты налогов путем уменьшения своей налогооблагаемой прибыли на расходы на оплату работ голландской компании PricewaterhouseCoopers Resourses B. V.). PwC уже обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС), глава которого Антон Иванов очевидно не рад, что правосудие опять оказалось впутанным в судебный процесс, который может стать не менее скандальным, чем дело «ЮКОСа». К тому же он неоднократно говорил, что статья 169 ГК «должна применяться лишь в самых исключительных случаях».

Однако личная позиция главы ВАС может лишь смягчить удар по репутации компании. «В России решение суда часто зависит не от вины подсудимого, а от причин, по которым он оказался на скамье подсудимых», — говорит анонимный юрист. Лежащая же на поверхности причина — попытка использовать аудитора «ЮКОСа» в новом процессе против Михаила Ходорковского. Или свидетель, или подсудимый — такая у PwC альтернатива, допускает близкий к компании источник. Не исключено, что, дискредитировав аудитора, прокуратура сможет сделать более убедительной свою позицию в суде, а официальная Москва получит дополнительные аргументы для оправдания перед западным истеблишментом. Если это так, то отмена решения и закрытие уголовных дел возможны, если только компания сможет что-то предложить государству, говорит юрист.

Формулировки Арбитражного суда Москвы больше напоминают решение не по гражданскому, а по уголовному делу и вполне могут лечь в основание обвинения. При всей абсурдности выводов суда они, как и в налоговом деле аудитора, должны быть проверены правоохранительными органами: нужно выяснить, действительно ли PwC была соучастником налоговых преступлений «ЮКОСа». Более того, не исключено, что именно доказательства сговора искали работники прокуратуры в офисе компании, в том числе скачивая материалы с ее сервера.

Все зависит
— от решения «Газпрома» —

Но даже если уголовное дело не будет возбуждено, многие эксперты не видят большого будущего у PwC в России. 12 мая у компании истекает срок лицензии на аудиторскую деятельность.

Минфин может просто ее не продлить. Основанием для отказа могут стать и менее существенные нарушения. Но о перспективах бизнеса аудитора в России можно узнать и раньше. Как отмечают эксперты из аудиторских компаний, откажутся ли крупные клиенты от услуг PwC, станет ясно после вердикта крупнейшего клиента компании — «Газпрома», который 10 мая должен объявить о решении, оставлять «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» своим аудитором или же найти ему замену. Пример «Газпрома» может оказаться заразительным для других лидеров российского бизнеса.

Уже сейчас отказаться от услуг лидера аудита решил «АвтоВАЗ». В компании говорят, что не придают этому большого значения. «Проект был особенно прибыльным, а владеющий заводом «Рособоронэкспорт» просто дал соответствующий приказ», — говорит российский аудитор.

Оценки участников рынка относительно будущего своего конкурента номер один расходятся. Оставшаяся «тройка» просто не сможет переварить клиентов PwC, а смена аудитора — слишком болезненный процесс, говорит анонимный аудитор. Ничего страшного, возражает его коллега — представитель другой международной компании, сотрудники PwC просто перейдут работать в компании, которые победят на тендерах. Государство не захочет «убить» PwC накануне проведения годовых собраний акционеров и проектов по IPO, уверен другой эксперт. Никого никогда это не останавливало, отмечает его оппонент и напоминает про крах Arthur Andersen.

— Три попытки сменить лицо —

Лицензии отзывались и у других отделений PwC. Например, уже почти год компания не может наладить работу своего офиса в Японии. В мае прошлого года японское управление финансового контроля приостановило деятельность отделения PwC — ChuoAoyama PricewaterhouseCoopers сроком на два месяца начиная с 1 июля 2006 года. Оказалось, что три его сотрудника «помогали осуществлять махинации» с отчетностью компании Kanebo. Но и новая японская «дочка» оказалась мертворожденной. Ей пришлось заявить о прекращении деятельности из-за угрозы крупного штрафа за работу с японской брокерской фирмой Nikko Cordial, которая была замешана в финансовых махинациях. Тогда PwC бросилась создавать новую (уже третью) «дочку» — Aarata. «Компания надеялась, что со временем качество работы японских сотрудников повысится, но этого не произошло», — признал глава PwC Сэмюэль ди Пиацца.

Но обычно государства предпочитают другой подход к крупным аудиторам — штрафы. Так, в США Ernst&Young было запрещено в течение полугода привлекать новых публичных клиентов: как решила комиссия по ценным бумагам и биржам США, аудиторы не были независимы при проведении проверки компании PeopleSoft. KPMG был оштрафован в США на $456 млн за продажу клиентам налоговых схем. В Германии KPMG тоже отбивается от претензий властей из-за своего клиента — Siemens. Как считают немецкие правоохранительные органы, аудиторы покрывали нарушения в отчетности своего клиента. По мнению следователей, по фиктивным консалтинговым контрактам Siemens давал взятки чиновникам африканских и азиатских государств. При этом власти утверждают, что аудиторы знали об этих нарушениях, но не стали рапортовать о них. А Deloitte был замешан в скандале с итальянским Parmalat.

Как пережить
— показательную порку —

Однако в целом участники и эксперты рынка сходятся в одном — у PwC еще есть возможность устоять. Если компания изменит свой характер отношений с властями, не демонстрируя так активно свою независимость. «Если PwC сменит менеджмент на более сговорчивых людей, то и клиентов не потеряет», — уверен партнер крупной российской аудиторской компании.

Это нормально, что аудитор расплачивается за своего клиента, говорит он. «Четверка» слишком активно во всем мире демонстрировала свою независимость, и поэтому национальные правительства стали постепенно зажимать аудиторов. Это общая тенденция усиления госконтроля за финансовыми инструментами, рынком ценных бумаг, банками, юристами и аудиторами. Ликвидация того же Arthur Andersen была показательной поркой.

Министр торговли США Карлос Гутьеррес на встрече с главой МЭРТ Германом Грефом 4 апреля при обсуждении дела ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» выразил надежду, что процесс будет базироваться на последовательном применении законодательства ко всем его участникам, а не на избирательном. «Это касается не только данной конкретной компании, но и других случаев, которые могут возникнуть», — добавил он.

____________________

1 Оглашен полный текст решения Арбитражного суда Москвы.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.