Игорь Бунин, президент Центра политических технологий
Большинство депутатов Госдумы шестого созыва хотят сохранить свои позиции и пойдут на выборы. Исключение — те, кому предложили новый пост (как эсэру Левичеву в ЦИКе). Есть еще явные homo politicus, они просто хотят заниматься политикой. Пойдет какая-то часть предпринимателей, которых ведет за собой Борис Титов, это новая поросль. Пойдут люди из органов власти.
Отличие одномандатников в том, что они менее зависимы от своих партийных лидеров, ведь список — это всегда некая вертикаль. Чтобы стать одномандатником, надо иметь какие-то отношения и с администрацией президента, и с партией, и с региональной властью, и быть укорененным в том или ином регионе. У них множество зависимостей и множество взаимосвязей.
Лоббистские возможности только увеличиваются, потому что количество денег уменьшается и за каждую больницу в своем регионе надо будет бороться. Поэтому стать лоббистом от региона будет очень почетно. Если раньше лоббизм был прежде всего административный, то есть все решалось в министерствах, то сейчас, с уменьшением денег и увеличением значимости лоббистов для регионов, я думаю, лоббизм только усилится. Москва, например, пользуется очень большими возможностями независимо от того, какие позиции у нее в Государственной думе. Но другие регионы — у них возможностей меньше, возможности выйти на министра, на президента, на премьера гораздо меньше. С этой точки зрения лоббисты очень важны. Поэтому депутат — значимая фигура для того или иного губернатора.
Дмитрий Гусев, председатель наблюдательного совета Bakster Group
Две тысячи лет люди политиками становились, мотивы не поменялись. У кого-то желание служить своей стране, кто-то идет из корыстных целей, кто-то лоббировать… У всех свои мотивы, и они тысячелетиями не меняются, у кого-то славные, у кого-то бесславные. Новая Дума, мне кажется, будет более публичной. Во-первых, кандидатам от ЕР придется пройти праймериз, что само по себе уже маленькие выборы (а единороссы все равно получат большинство). Во-вторых, появляются одномандатники — это будет настоящая конкуренция, битва, каких у нас не было уже 13 лет. Значит, придут люди, склонные к публичной политике, склонные выражать точку зрения тех социальных групп и бизнесов, которые их поддерживают. Это все сделает седьмую Думу более публичной, более звонкой, что ли, более яркой. И будет большое обновление, вот что важно. Будет много новых людей, которые пройдут через выборы, с ними, может быть, будет тяжелее договариваться и работать, зато эти люди будут политически более эффективными. Будет много людей возраста 40–50. Интереснее будет Дума, бодрее.
Константин Калачев, руководитель Политической экспертной группы
Статусные запросы у многих сохранились, депутат Госдумы для многих — интересный статус, но понятно, что предыдущая Дума этот статус в значительной степени нивелировала. Из мотивов — некоторые доказывают другим и себе свою самость. Место депутата уже не так привлекательно, как раньше, из-за денег, но депутатами многие бы хотели стать просто в силу того, что в табели о рангах депутат Госдумы равен федеральному министру, пусть формально, но все-таки. Плюс для многих это повышение собственного влияния в первую очередь в регионе, от которого ты баллотируешься. То есть региональная, местная власть будет с тобой считаться. Понятное дело, что депутату Госдумы в регионе будет легче решать любые вопросы.
Лоббистские возможности меньше стали по сравнению с девяностыми с двухтысячных, но все течет, все изменяется. Понятно, что сейчас людей, которые избираются по одно- мандатным округам, государству будет сложнее заставить что-то делать. Придется с каждым из них договариваться. Изменение правил выборов приводит к увеличению состоя- тельности игроков. Одно дело отдать деньги и сесть в кресло, попасть в список, не вспоминая о выборах до момента истечения мандата, другое дело пахать в округе.
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Думаю, что в этой Думе будет меньше собственников бизнеса, больше представителей менеджмента и тех или иных элитных групп. То есть главное отличие — в связи с последними изменениями в законодательстве снизилась мотивация на прямое участие в выборах в качестве кандидатов у собственников бизнеса. Есть конкретные ограничения с заграничными счетами, с финансовой свободой, а лоббистские возможности следующей Думы, мне кажется, вырастут. В связи с тем, что возвращаются одномандатные округа, соответственно, появляется большее количество людей, которые обязаны избранием самим себе, которые являются представителями тех или иных элитных групп, часто оппозиционных по отношению к губернаторам. Сам по себе уровень независимости кандидата-одномандатника выше по определению, чем кандидата-списочника. Плюс, я думаю, эти выборы более конкурентные, чем выборы в 2011 году.
Игорь Минтусов, председатель совета директоров «Никколо М»
Разные люди реализуют разные задачи. Есть люди, которые хотят заниматься политикой, вторая группа — те, кто хочет защищать свои интересы и свой бизнес, третья группа хочет делать карьеру в общественной и политической жизни. Особенно это важно в регионах. Человек сразу приобретает статус федерального политика и в регионе становится независимым от местных властей, у него много степеней свободы. Так что плюсов с этой точки зрения достаточно много, если человек до этого никем не был. Если до этого был губернатором и уходит в Госдуму — это одна история, если был про- сто предпринимателем и стал депутатом Госдумы — это вторая история. Мотивов миллион. А зачем люди поступают в Московский государственный университет? Получить корочку, либо получить Нобелевскую премию, либо получить хорошую работу, встретить жениха или невесту или потому, что родители заставили. Здесь нет общих ответов, люди разные.
Фото: facebook.com/dmitry.gusev, svoboda.ru, kreml.tv