#Сюжеты

#Кино

#Только на сайте

«Не должна жизнь человека зависеть от какой-то статуэтки»

02.03.2016 | Терещенко Мария | №7 (398) 26.02.16

Накануне очередной церемонии вручения «Оскара» российский режиссер-мультипликатор Константин Бронзит рассказал The New Times, как ему удалось стать номинантом на самую престижную премию и зачем вообще она нужна

оск гл.jpg

Константин Бронзит и Леонардо Ди Каприо на торжественном обеде Американской киноакадемии

на краю земли 1998.psd
kinopoisk.ru-Alesha-Popovich-i-Tugarin-Zmey-858265.psd
kinopoisk.ru-Ubornaya-istoriya-lyubovnaya-istoriya-2006.psd

Константин Бронзит уже во второй раз номинируется на «Оскар»: в 2009-м была «Уборная история», сейчас — мультфильм «Мы не можем жить без космоса». Что нужно сделать, чтобы попасть в оскаровский список, — с этого вопроса мы и начали разговор:

Наверное, нужно сделать просто хороший фильм. Если бы еще знать, что это такое! Есть идея? Это хорошо! Но дальше все упрется в уровень твоего профессионализма. Необходимы навыки и умения, которые приобретаются годами бесконечной работы. Но даже это не даст тебе никаких гарантий. Нужен и какой-то минимальный талант, черт бы его побрал! А еще нужна удача, без нее ведь тоже никуда.

Сколько времени занимает создание такого мультика, как «Мы не можем жить без космоса»?

В среднем подобные фильмы небольшая команда художников во главе с режиссером создает примерно за год-полтора. Но если вы тупите и долго думаете, как я, значит, времени у вас уйдет гораздо больше. У меня на этот фильм ушло четыре с половиной года.

Когда ты все успеваешь? Ведь параллельно ты работаешь над большими коммерческими проектами студии «Мельница», да? Или ты брал творческий отпуск, чтобы делать «Космос»?

Творческого отпуска никакого не было. Это непозволительная роскошь. У меня действительно на студии «Мельница» есть постоянные обязанности — я помогаю другим режиссерам в их работе: смотрю аниматики полнометражных фильмов, подсказываю по сериалам «Лунтик» и «Барбоскины», где хорошо бы внести монтажные или ритмические поправки, иногда занимаюсь черновым озвучанием. В промежутках между всем этим я каждый день делал что-то для своего фильма. Потратил на него кучу времени дома, ночами, работал практически каждые выходные.

на краю земли 1998.jpg

«На краю Земли» — спецприз фестиваля в Аннеси и еще множество наград, 1998 год

И вот фильм готов. Пора за «Оскаром». Какова процедура выдвижения?

Нужно пройти оскаровскую квалификацию — на это с момента завершения фильма у режиссеров короткометражек есть ровно два года.

Я каждый день делал что-то для своего фильма. Я потратил на него кучу времени дома, ночами, и работал практически каждые выходные

А как эту квалификацию получить?

Есть два официальных пути. Первый — рассылать фильм по фестивалям. Нужно получить хотя бы один главный приз любого фестиваля, который квалифицирован Американской киноакадемией: их список велик. Но даже если это не удалось, у вас все равно есть шанс. Вам нужно организовать прокат своего фильма в течение одной недели в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса — это путь номер два. Подтвердив факт кинопроката документально, вы также получаете право на подачу фильма в Академию. Но задницу оторвать от стула придется еще раз: нужно вовремя дойти до почты и отправить свой фильм на адрес Академии. Если не успели до 30 сентября, проспали, все — поезд ушел. Если послали, выполнив технические требования к самой посылке, дальше от вас уже не зависит ни-че-го.

уборная.jpg

«Уборная история — любовная история» — первая номинация на «Оскар», 2006 год

Кто бегает быстрее

После того как фильм номинирован, кто-то оплачивает его автору дорогу в Лос-Анджелес? И к слову, ты в прошлый раз с «Уборной историей» летал туда?

Да, летал. Слава богу, живем не в восьмидесятых, когда, например, нашего замечательного актера Юрия Соломина не выпустили из страны представлять номинированный на «Оскар» фильм «Дерсу Узала». Но большинство обычных людей уверены, что если уж человек вошел в этот круг избранных, у него началась жизнь другого качества. Я сам не раз слышал и читал, что номинанты получают от спонсоров какие-то эксклюзивные подарки стоимостью в десятки тысяч долларов. Ничего такого со мной ни в 2009-м, ни сейчас не происходило. Возможно, я лох, и что-то все время проходит мимо меня. Если такие подарки и существуют, то это касается основных престижных категорий — то есть тех звезд, которые определяют мейнстрим современного американского кинематографа и могут стать дополнительной рекламой для самих спонсоров. Мы, «мультипликаторы-коротышки», тут ни при чём. Кроме почетного места на самом «концерте» и торжественного обеда после него никаких привилегий у большинства номинантов нет.

алеша.jpg

«Алеша Попович и Тугарин Змей» — первый полнометражный мультфильм легендарной «богатырской» серии, 2004 год

Но вот, кстати, будучи в эти дни в Сан-Франциско в туре по студиям, я познакомился с одним из своих конкурентов, Габриэлем Осорио из Чили (фильм «Медвежья история»). Естественно, мы не могли не задеть эту тему: ему тоже довольно далеко лететь до Калифорнии, еще нужно где-то жить, перемещаться, что-то кушать. Нужно было видеть, с каким воодушевлением он рассказывал о том, что сразу после объявления номинации он буквально стал национальным героем. И как не только государство, но и всевозможные спонсоры выстроились к нему в очередь, предлагая поддержку. Заметьте, он никого об этом не просил. Все произошло само собой. Я слушал его и не мог понять, почему в его стране все по-другому? Он такой же режиссер, как и я, и сделал такой же маленький мультик. Но все остальное у нас совершенно иначе. Когда наша страна, приобретя за последние годы не самую лучшую репутацию в мире, в кои-то веки проявила себя в культурной области, самой стране это оказалось совершенно не интересно! Интересная вещь — в Петербургском государственном университете работает очень известный специалист по проблемам мозга Татьяна Черниговская. Как-то раз, говоря о низком уровне гуманитарного образования, она сказала очень точную фразу: «Стране больше нужны те, кто быстро бегает». Поэтому спорту в нашей державе уделяется повышенное внимание. Но еще она добавила, что если человек в детстве не добрал в своем гуманитарном развитии, он вырастает однобоким: неправильно оценивает мир вокруг себя, делает не те выводы и совершает не те поступки. Она специалист, ей можно верить. Заканчивая тему, скажу, что мы некультурная страна именно потому, что мы до сих пор писаем у себя в подъездах и гадим в собственных лифтах, зато быстро убегаем, ибо бегать быстро у нас почетно. Писали при большевиках, писаем при демократах! Сменилась формация, а сознание осталось тем же.

Премия или приз

В начале февраля ты полетел на «оскаровский ланч». Что это такое и зачем нужно?

Это торжественный обед в честь всех номинантов. Там совершенно неформальная, расслабленная обстановка. Смокинг не нужен, достаточно быть прилично одетым. Смысл всего действа — общение, знакомство, праздник. Кстати, в самом конце на выходе действительно раздали большие пакеты с подарками: огромная бутылка явно дорогого шампанского, украшенная специальной символикой 88-й церемонии «Оскара», блокнот знаменитой фирмы «Молескин» и черная теплая шапочка, какие вязали наши бабушки, но только тоже с символикой «Оскара». Все.

космос.jpg

«Мы не можем жить без космоса», 2014 год

Каково это — пожать на равных руку Леонардо Ди Каприо, Сильвестру Сталлоне?. Вообще, голливудские звезды — какие они при ближайшем рассмотрении?

Все они, так же, как и я, собрались отчасти именно для того, чтобы произвести друг на друга приятное впечатление. Если у тебя сегодня плохое настроение и ты не склонен к коммуникации, зачем туда вообще приезжать? Поэтому все, кто приехал, без исключения, были предельно дружелюбны, расслабленны и открыты для общения. Да, ты тоже номинант, даже, в отличие от многих из них, дважды, ты в своей области ничуть не хуже, чем они в своей. Но между вами пропасть! Ты жмешь им руку, разговариваешь, но знаешь про себя, что к полуночи 28 февраля с боем курантов их жизнь либо изменится к лучшему, либо как минимум останется такой же, а твоя золотая карета превратится в тыкву, и вернешься ты в свою квартиру в темный и сырой Петербург, и будешь опять как заводной бегать на работу. Разве что в каком-нибудь углу о былом празднике будет напоминать тебе огромная пустая бутылка из-под шампанского.

Возможности? Не очень понимаю, что это такое. Встать в очередь, чтобы постучаться в дверь Министерства культуры за очередным грантом на кино? Но я и все мои коллеги делаем это и без «Оскаров»

Вот так послушаешь тебя, и уже не хочется делать «оскаровский» мультфильм. Что, к слову, «Оскар» вообще дает? Деньги? Возможности?

У многих людей имеется совершенно неверное представление, будто к статуэтке прилагается тележка денег. Еще один миф. Никакого денежного вознаграждения победитель не получает. Корень этого ложного представления лежит в различии языков. Academy Award — с английского дословно переводится как «награда академии». То есть буквально — наградной знак, диплом, статуэтка. Но у нас так не говорят — некомфортно в произношении. Русскому человеку куда привычней слово «премия», а оно семантически подразумевает какие-то деньги. В общем, денег никаких не будет, это спортсмены получают у нас за олимпийскую медаль солидные вознаграждения от государства. Возможности? Не очень понимаю, что это такое. Встать в очередь, чтобы постучаться в дверь Министерства культуры за очередным грантом на кино? Но я и все мои коллеги делаем это и без «Оскаров». На «Мельнице» мне всегда позволено начать новый авторский проект. В общем, эта статуя, возможно, изменит жизнь чилийского режиссера Осорио, но не мою. Но в этом есть что-то внутренне правильное, ибо не должна жизнь человека зависеть от какой-то статуэтки.

Тогда зачем это все? Делать короткометражные мультфильмы, так вкладываться в них?

Это. Главный. Вопрос. Очень личный. В том смысле, что прежде всего он обращен к самому себе, каждый отвечает на него по-разному и далеко не всегда честно выскажется об этом вслух. Ответов может быть несколько, все они отчасти будут правдивы. Первый — я не знаю, зачем я это делаю. Сам удивляюсь. Второй — есть реальное ощущение, что не могу не делать! Что-то поселяется внутри, начинает мешать спокойно жить, требует выхода наружу. Назовем это дурным словом «идея». Кто знает, зачем Толстой писал «Войну и мир» и почему Микеланджело на смертном одре кинулся переделывать свою последнюю скульптуру? Чего он не успел нам сказать? Хотя, конечно, он-то успел точно.

we cant live without cosmos3.psd

фото: kinopoisk.ru фото: facebook.com/animationshowofshows, kinopoisk.ru


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.