Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

#Суд и тюрьма

Уроки авиации по-русски

27.08.2007 | Воронов Владимир | № 29 от 27 августа 2007 года

Ту-95МС против Typhoon F2 британских ВВС

На аэрокосмическом салоне МАКС-2007 президент Владимир Путин призвал российских авиаторов «активнее выходить на мировой рынок». Они и вышли: в тот же день министерство обороны Великобритании сообщило, что истребители королевских ВВС были подняты на перехват российских бомбардировщиков, появившихся вблизи воздушных границ Шотландии.

— «Тайфун» и «Медведи» —

Перехватчики Typhoon F2 из 11-й эскадрильи встретились с Ту-95МС (Bear-H по натовской классификации) в Северной Атлантике 17 августа. Как раз тогда Владимир Путин объявил в Чебаркуле, что возобновляет боевое дежурство стратегической авиации. С российских аэродромов в воздух поднялись 14 ракетоносцев. Снимок встречи боевых машин двух стран в небе Атлантики появился на сайте британского военного ведомства аккурат в день открытия московского Международного авиакосмического салона (МАКС) 2007 года в Жуковском.

Это третий инцидент с российскими Ту-95 за последнее время. Первый был возле побережья Шотландии во время учений Neptune Warrior (проходили с 22 апреля по 3 мая этого года). Тогда там засекли пару самолетов разведки Ту-95РЦ (Bear-F). Следующий казус произошел 17 июля: вновь возле британского побережья возникли Ту-95. Минобороны России потом сообщило, что самолеты выполняли «плановые учебные полеты». В канун МАКСа главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин уточнил: «Стратегические самолеты будут выполнять полеты со штатным оружием на борту».


Перехватчик британских ВВС Typhoon F2 сопровождает российский бомбардировщик Ту-95 недалеко от берегов Шотландии. Фото ВВС Великобритании

Внятной аргументации в пользу возобновления боевых дежурств пока не звучит. Хотя Путин и заявил, что с 1992 года Россия «в одностороннем порядке» прекратила дежурные полеты своей стратегической авиации, но «нашему примеру последовали не все». Верховный главнокомандующий, видимо, запамятовал, что еще в сентябре 1991 года Джордж Буш-старший в одностороннем порядке снял с боевого дежурства все американские бомбардировщики и официального возобновления полетов не было. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), стратегическая авиация России насчитывает сейчас 78 дальних бомбардировщиков: 14 ракетоносцев Ту-160 и 64 бомбардировщика Ту-95МС, способных нести 872 единицы ядерного оружия. Львиная доля «стратегов» стоит на приколе по причинам прозаическим — их содержание страшно обременительно: Ту-95 сжирает 87 тонн топлива, Ту-160 — 148 тонн (без дозаправки).

С какой целью президент — именно он, как утверждают источники, а не военные — счел необходимым возобновить боевое дежурство и отдал этот приказ? В беседе с корреспондентом The New Times офицеры дальней авиации осторожно предположили, что основная задача таких провоцирующих полетов не военная, а пиар, способствующий разогреву внутриполитической обстановки до нужного градуса. Но командование дальней авиации отнеслось к идее не без энтузиазма: эскалация напряженности позволит вывести на принципиально иной уровень проблему материально-технического и финансового обеспечения. В день открытия МАКСа советник президента по военно-технической политике и оборонно-промышленному комплексу генерал Александр Бурутин дал понять, что возможно возобновление выпуска бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, производство которых было практически остановлено по причине их дороговизны (Ту-160 называли «миллиардник» — он обходился в 1 млрд советских рублей) и разрыва производственной цепочки после распада СССР.


Шоу боевых самолетов — обязательная часть и гвоздь всех авиасалонов в Жуковском. Но вот уже много лет эти виртуозные трюки служат ширмой, скрывающей от лишних глаз реальные проблемы российской авиации

— Военно-воздушное дежавю —

Оба самолета были представлены на авиасалоне. Хотя эти довольно старые машины вряд ли наилучшим образом иллюстрируют установку президента Путина на сохранение «лидерства в производстве военной боевой авиатехники». Лидерства давно нет, но с милитаризацией на МАКСе полный порядок: гражданская продукция на втором плане, на первом — демонстрация военной мощи.

Нынешний МАКС открытий не принес: авиапром представил номенклатурный ряд, набивший оскомину, ничего нового. Едва ли не у каждой представленной здесь машины своя история, чаще печальная. К примеру, «Сухой» торжественно заявил, что «впервые представит на МАКСе-2007 многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35». Однако эта машина (модификация Су-27) существует аж с 1987 года, в 1992 году ее показали в Фарнборо, в 1993 году на МАКСе — и все «впервые». На вооружении этой машины нет. Как фактически нет и Су-34, о котором говорят столь же долго: в декабре 2006 года лишь пару Су-34 торжественно передали ВВС.

— Ле Бурже для бедных —

Перед открытием МАКСа руководитель Роспрома Борис Алешин заявил: «Хотим быть а-ля Ле Бурже!» Пока не очень получается. Правда, иностранцев, приглядывающихся к нашей ракетно-бомбо-самолетной продукции, на МАКСе хватает, но круг этот довольно однообразен: либо те, кому передовое высокотехнологичное вооружение не по карману, либо те, кому доступ к современным вооружениям запрещен разного рода санкциями. Например, на нынешнем салоне бросалось в глаза обилие посланцев Поднебесной, аккуратно окучивающих все, что связано с ракетами и космосом. На поставки вооружений Китаю действует эмбарго ЕС и Соединеных Штатов, зато российские авиакосмические технологии доступны.

Впрочем, за кулисами салона значительно больше говорили о темах, непосредственного отношения к судьбе российского авиапрома вроде бы не имеющих. А именно: значительное усиление веса и влияния Сергея Чемезова, резкое увеличение мощи возглавляемого им «Рособоронэкспорта». Что делает его одним из крупнейших игроков не только на рынке вооружений, но и на земельном. Уже известно, что «Рособоронэкспорт» выступит организатором авиасалона в 2009 году, а потому, скорее всего, именно в его руках окажутся 400 гектаров территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова в Жуковском и пятикилометровая взлетно-посадочная полоса, принадлежащая ЛИИ.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.