У Гайдара-деда есть повесть «Дальние страны». Ребятишки, герои повествования, с восторгом наблюдают, как красивые вагоны, влекомые мощным паровозом, мчатся мимо их крошечного разъезда. И им очень хочется хоть краем глаза на эти страны поглядеть. В 50 — 60-е годы мы так и жили: мечтали об Острове свободы, пели «Куба, любовь моя!», с восторгом слушали басни о подвигах Че и Фиделя. В Европе некоторые заслушиваются до сих пор. Но мы выросли из этих пончо, сомбреро, джунглей и мачете. «Барбудос», получающие по карточкам яйца (по десятку в месяц) и клянчащие гуманитарную помощь у проклятых ими капиталистических держав, — это уже не просто бороды, а анекдот с бородой. «Но паразиты — никогда!» — это, как ни странно, относится именно к странам, где победила какая-нибудь поношенная и потертая, не первой свежести революция.

Наши дальние страны на романтическом латиноамериканском континенте — это прежде всего мыльные страны. Сделать революцию и плюхнуться в гамак, крутить усы и петь «Интернационал» пополам с серенадами — это джентльменский набор лености, безделья и фанатизма (когда считается, что все зло исходит из Америки, которая совсем не лежит в гамаке, а работает как папа Карло). У оперного и общественно-политического мыла одни рецепты и сценарии. И если Аргентина и Бразилия, уделяя время карнавалам и пампасам с прериями, тем не менее производят говядину и даже стремятся к hi-tech, то все остальные стараются сделать так, чтобы заплакали богатые, но в результате плачут уже все, включая невинных младенцев. В 70-е годы мы могли наблюдать за экспериментом in vivo, без наркоза, который поставили над несчастным Чили социалисты во главе с Сальвадором Альенде. По этой же схеме пишет свою мыльную оперу Уго Чавес.

Итак, дано: бедная латиноамериканская страна, перебивается с кукурузных лепешек на текилу. Много винтовок и гамаков, тропики, вечные каникулы, и если народ не подыхает с голоду, то благодаря каким-нибудь рудникам. Медным, как в Чили. Или нефти, как в Венесуэле. Иногда вместо сельского хозяйства — сплошные плантации коки. И вопрос «Почем опиум для народа?» становится вполне бюджетным и даже парламентским. Потом приходит «народная», то есть левая власть, с пылкой фантазией и не менее пылкой безответственностью. Рудники в этой мыльной стране работают исключительно благодаря американским инвестициям и инженерам. Так что первое, что делают наши социалисты, — это национализация. Куба, Чили до Пиночета, Венесуэла, Боливия, далее — везде. Лузеры всего континента, объединяйтесь! После национализации добыча падает, наступает экономический кризис. При этом все поют, пляшут и проклинают дядю Сэма. Вождь может отрастить бороду, одеться в камуфляж, нацепить перья, как команч, обрядиться в пончо. Первый трехгрошовый финал: здравомыслящие люди начинают бастовать. Здравомыслящая армия берется за оружие. Диктатура, стадионы, а потом современное цивилизованное государство, где 50% правых больше никогда не дадут поставить мыльную оперу. Второй трехгрошовый финал: здравомыслящие люди бегут на плотах и надувных матрасах к дяде Сэму, а страна тихо или громко гниет и деградирует. Уго Чавес предложил публике дополнительные развлечения. Во-первых, решил финансировать белорусскую диктатуру. Эффект бумеранга. Сначала Советский Союз подкармливал южноамериканских пускателей мыльных пузырей, а теперь они подкидывают на бедность остаткам СССР. И очень хорошо звучит предложение насчет своего времени. У якобинцев был свой календарь, а здесь свой восход и заход. Россия готова повторять подвиги СССР, продавая Венесуэле современное оружие. На подходе новый Карибский кризис, когда стратегические бомбардировщики с ядерными ракетами обретут прописку у Чавеса на лужайках. Отмыться же от этого мыла будет непросто.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share