Контракт с главой «Газпрома» продлен еще на пять лет
В Минэнерго, куда Миллера отправили в 2000 году на краткую «передержку» перед назначением на пост руководителя «Газпрома», Алексей Борисович удостоился прозвища «Читатель». Ничего не понимая в нефтегазовых делах, питерский экономист самоустранился от министерской деятельности и сидел безвылазно в кабинете, читая отраслевую периодику. Толку от него в этом ведомстве не было никакого — как, строго говоря, и позже, в газпромовской штаб-квартире на улице Наметкина.
На новом месте, куда он перешел из министерства в 2001 году, Миллер быстро стал известен как «Курьер», хотя в окружении Владимира Путина, по свидетельству из неофициальных источников, его называли «Солдатом» за беспрекословное исполнение указаний начальства. Ветераны компании быстро поняли, что главной функцией нового руководителя, помимо личного контроля за денежными потоками, является поддержание двусторонней чиновной связи с Кремлем, а вовсе не обеспечение экономической эффективности «Газпрома».
Механизм принятия стратегических решений в компании, в том числе и решений инвестиционных, на десятки миллиардов долларов, выстроен просто. Миллер доносит до начальственных ушей то, что начальству приятно слышать: Европа скоро будет закупать на 200 миллиардов кубометров больше газа в России, чем делает это сейчас; китайцы лелеют мечты о газе из Сибири; на финансирование «Силы Сибири» из Пекина поступит 25 миллиардов долларов; сланцевая революция — это миф и Голливуд; капитализация «Газпрома» достигнет триллиона долларов; российский газ завоюет больше 10 % американского газового рынка… то есть идет поток лжи, смешанной с пустым бахвальством.
Складывается впечатление, что Алексея Борисовича направили в крупнейшую компанию России не для повышения ее показателей, а «на кормление»
В обратном направлении идут указания ускорить принятие инвестиционных решений даже по тем проектам, которые газпромовскими и независимыми экономистами признаны заведомо нерентабельными. Впустую потрачено до 17 миллиардов долларов на «Южный поток», не имевший шансов на одобрение в Европе. Построен никому не нужный газопровод с Сахалина до Владивостока. Началось осуществление проекта «Сила Сибири», где — если он вообще когда-нибудь осуществится — китайцы смогут получать российский газ по цене чуть ни вполовину меньше себестоимости…
Такая система управления «Газпромом» уже привела к тому, что компания, превратившаяся в инструмент кремлевской политики, потеряла не только доверие партнеров и клиентов, но и значительную часть своих традиционных рынков. Капитализация упала с $360 млрд в 2006–2008 годах до 44 млрд, а объем экспорта в дальнее зарубежье — с 160 до 120 млрд кубометров. Дошло до того, что в третьем квартале прошлого года вместо прибыли компания показала чистый убыток в размере 2 млрд рублей.
На фоне коммерческих провалов единственным успехом Миллера можно считать его личное обогащение на посту руководителя «Газпрома». Складывается впечатление, что Алексея Борисовича направили в крупнейшую компанию России не для повышения ее показателей, а «на кормление», как в былые времена назначали воевод в российскую глубинку. Годовой доход Миллера в одном только 2013 году составил, по подсчетам Forbes, $25 млн…
«Газпром» беднеет, его непотопляемый менеджер богатеет. Новый пятилетний срок миллеровского правления показывает, что руководство страны такая ситуация вполне устраивает.