#Культура

#Суд и тюрьма

Открывается Эдинбургский фестиваль, с которым по размаху не может сравниться ни один из европейских

13.08.2007 | Глеб Ситковский | № 27 от 13 августа 2007 года

Чаще всего Эдинбургский фестиваль принято сравнивать с Авиньонским, тем более что это фестивали-ровесники — оба возникли в послевоенном 1947 году

Открывается Эдинбургский фестиваль, с которым по размаху не может сравниться ни один из европейских.

«Событие масштаба
— Олимпийских игр, которым —
заведует Микки-Маус»

Чаще всего Эдинбургский фестиваль принято сравнивать с Авиньонским, тем более что это фестивали-ровесники — оба возникли в послевоенном 1947 году. Но в отличие от Авиньона, где акцент сделан исключительно на театральном искусстве, Эдинбург — средоточие сразу нескольких фестивалей. По традиции сначала открывается самый шумный и многолюдный из них — Fringe, а чуть позже начинает свою работу Международный Эдинбургский фестиваль.

Эдинбургский Fringe, что переводится на русский как «Обочина», силен прежде всего своей необъятностью. Тысячи участников, половодье уличных театров, многие сотни задействованных сценических площадок. На весь август шотландская столица поступает в распоряжение любого театра мира, если тот пожелает приехать сюда. Никакого отбора на «Фриндже» не существует, и зрителям, перетекающим из театра в театр, приходится туго: нужно все время держать нос по ветру, ориентируясь исключительно на слухи о хороших спектаклях или же на газетные рецензии. Много лет подряд со своими представлениями на «Фриндж» приезжает российский театр «Дерево». Только благодаря неоднократным победам на «Фриндж» основатель «Дерева» Антон Адасинский был впоследствии признан русской публикой. В этом году на «Фриндж» приедет и Тбилисский театр марионеток с постановкой Резо Габриадзе «Сталинградская битва».

Что же касается Международного Эдинбургского фестиваля, то он по сравнению с «Фринджем» всегда считался более академичным. Пятнадцать лет подряд программа Эдинбургского фестиваля формировалась в соответствии с пристрастиями его директора Брайана МакМастера. Британская The Guardian называла МакМастера «тихим шоуменом», «скромным любителем оперы». Худрук «Фринджа» Уильям Бердетт-Коутс упрекал МакМастера в том, что Эдинбургский фестиваль при нем стал напоминать «событие масштаба Олимпийских игр, которым заведует Микки-Маус». Все это правда: при МакМастере Эдинбургский фестиваль (не в пример Авиньону, который в эти же годы стремительно менялся) сделался удивительно однообразен, консервативен и, как следствие, менее конкурентоспособен. В прошлом году МакМастер, побив рекорд долголетнего служения фестивалю, ушел со своего поста. Его сменил 44-летний австралийский композитор Джонатан Миллз, который раньше не без успеха возглавлял Мельбурнский фестиваль искусств. Выводы делать еще рановато, но под влиянием кипучего Миллза Эдинбургский фестиваль уже изменился. Начать хотя бы с того, что впервые в программу этого серьезного академического мероприятия попала столь легкомысленная группа, как Tiger Lillies. В прошлые годы знаменитое панк-трио в Эдинбург приезжало регулярно, но выступало исключительно на «Фриндже» и даже не помышляло о том, что его когда-нибудь пригласят в основную программу. В этом году Tiger Lillies наряду с прочими коллективами со всего мира славят оперу и Монтеверди.

Орфей «шиворот навыворот
— и вверх тормашками» —

Оперному жанру в этом году исполняется 400 лет, а Клаудио Монтеверди — 440. Первой оперой в истории человечества считается «Орфей» Монтеверди — она была впервые исполнена 24 февраля 1607 года в итальянской Мантуе. Джонатан Миллз добился того, что едва ли не все фестивальные события в этом году связаны или с оперой, или с Монтеверди, или с мифом об Орфее. Помимо Tiger Lillies, которые намереваются исполнить произведения оперного основоположника «шиворот навыворот и вверх тормашками», в Эдинбурге прозвучит много и вполне аутентичного Монтеверди. Главное событие оперной программы — спектакль барселонского Gran Teatre del Liceu «Орфей» под управлением Хорди Саваля. «Орфеев» в этом году запланировано вообще видимо-невидимо: это и «Орфей и Эдип-царь» Игоря Стравинского, и драматический спектакль «Orpheus X» Американского репертуарного театра, и хореографические вариации на тему «Орфея» Монтеверди в интерпретации легендарного нью-йоркского хореографа Триши Браун. Что касается драматического театра, то почти все спектакли тоже будут так или иначе связаны с громким юбилеем оперного жанра. Венский Schauspielhaus покажет спектакль «Поппея» по мотивам оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» в постановке Барри Коски. Знаменитый американец Ли Бруер, который как-то приезжал к нам на Чеховский фестиваль, покажет в высшей степени оригинальную версию «Кукольного дома» Ибсена. Действие перенесено почти в настоящий кукольный домик, а актеры, среди которых можно заметить даже карликов, поют оперные арии и рассуждают речитативом. Еще один герой нынешнего фестиваля — Генри Перселл, почитающийся как основоположник британской оперы. Вариации на тему его оперы «Дидона и Эней» покажет американский театр Wooster Group, который приезжал прошлой осенью в Москву и запомнился нам своей невероятной технологичностью.

Эдинбургский фестиваль намеревается заглянуть и в самую глубь веков, в дооперные времена. Джонатан Миллз позвал в Эдинбург настоящего сказителя Бенджамина Бегби, который, помогая себе старинной арфой, исполнит на староанглийском языке эпос XIII века «Беовульф». Всю историю западной цивилизации собирается исследовать в своем спектакле Impressing the Czar и гениальный хореограф Уильям Форсайт, который, видимо, станет одним из главных героев фестиваля. Судя по всему, Джонатан Миллз не лукавил, заявив где-то то ли в шутку, то ли всерьез: «Если интересы Брайана МакМастера простирались от середины XVIII до начала XX века, то у меня — от середины XIII века по наши дни».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.