#Сюжеты

#Театр

#Только на сайте

Что смотреть на «Золотой маске»

03.02.2016 | Алена Солнцева | №3 (394) 30.01.16

Рекомендации The New Times

Вряд ли жюри в этом году обойдет юбиляра Олега Табакова, сыгравшего потрясающую роль в «Юбилее ювелира» в МХТ

Вряд ли жюри в этом году обойдет юбиляра Олега Табакова, сыгравшего потрясающую роль в «Юбилее ювелира» в МХТ

Московские спектакли

Для драматического театра сезон 2014–2015 года был не слишком богат на абсолютные достижения. Следующий сезон обещает большее. Афиша этого года привлекает не отдельными спектаклями, а скорее портретами театров, недавно поменявшими свое лицо.

Шансы на победу в номинации «спектакль большой формы», пожалуй, имеет мхатовский «Юбилей ювелира», который Константин Богомолов поставил специально на Олега Табакова, сыгравшего в нем одну из лучших своих ролей. В номинации «спектакль малой сцены» очень велика вероятность, что победителем станет спектакль Студии Сергея Женовача «Самоубийца», но есть шансы и у Дмитрия Крымова, поставившего спектакль по Островскому «О-й. Поздняя любовь». Однако этот предварительный расклад не учитывает привозных спектаклей, которых москвичи еще не видели и о которых мало что известно кому-либо, кроме экспертов «Маски».

Музыкальный театр

Музыкальные спектакли обещают острую конкурентную борьбу, хотя Пермский театр обычно не уезжает без изрядного количества масок: Теодор Курентзис в прошлом году даже пытался передать часть наград товарищам, но регламент не позволил. К большому сожалению экспертов, оперы «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета в постановке Тимофея Кулябина больше не существует, поэтому его нет и в афише «Маски». Зато есть балет «Герой нашего времени» Большого театра в постановке Кирилла Серебренникова, так что охранителям будет чем возмущаться.

У Пермского театра оперы и балета, который возглавляет Курентзис, в этом году три спектакля. Совсем скоро, 12 февраля, можно будет посмотреть последнюю часть проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте». Две другие постановки — «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» — уже были номинированы на «Золотую маску» и стали ее лауреатами. На этот раз привезут интригующего «Дон Жуана», поставленного в стиле «кино нуар». Спектакль уже вызвал ажиотаж во время европейских гастролей. Режиссер — Валентина Карраско. 23 февраля пермяки представят два архивных опуса Дмитрия Шостаковича. «Оранго» — неоконченная опера-буфф» и «Условно убитый» — одноактный балет в шести картинах. Режиссер и хореограф — Алексей Мирошниченко. Это представление в духе русского авангарда, эстетика 1920–1930-х годов: физкультурники, пирамиды, пионеры, хор в прозодежде, новый человек-обезьяна — обаятельная сатира, неожиданно ставшая актуальной. 6–7 марта и 3 апреля представят оперу-квест для детей на музыку Петра Поспелова «Путешествие в страну джамблей», веселый абсурд по «Книге бессмыслиц» Эдварда Лира.

«Путешествие в страну джамблей» — детская опера  Петра Поспелова по поэзии Эдварда Лира, поставленная в Пермском театре оперы и балета

«Путешествие в страну джамблей» — детская опера Петра Поспелова по поэзии Эдварда Лира, поставленная в Пермском театре оперы и балета

Екатеринбургский театр оперы и балета тоже привезет три спектакля. Два из них обращают на себя особое внимание. Опера Филипа Гласса «Сатьяграха», над которой работал режиссер Тадэуш Штрасбергер, — всего шестая постановка этого произведения в мире. Говорят, что на этой минималистской опере зритель вдруг чувствует себя как дома, словно на традиционном спектакле с эффектами, добром и чудесами. Убедиться в этом можно будет 15 марта. 17 марта — балет «Тщетная предосторожность» Екатеринбургского театра оперы и балета. Это бережно восстановленная традиция. Хореография Петипа буквально по крохам извлечена Сергеем Вихаревым из старых архивных записей, однако, воспроизводя стиль императорского балетного искусства, хореограф не стал рабски копировать старые формы, а создал нечто свое. Получилось дерзко и классично одновременно.

Спектакли из Петербурга

Большой драматический театр теперь возглавляет Андрей Могучий, который активно обновляет репертуар, приглашая самых разных, но всегда интересных режиссеров. В результате БДТ на конкурс «Маски» тоже представляет три спектакля. 29 февраля — «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева, в постановке самого Могучего. Этот спектакль объединил новую драму и старую актерскую школу. Пьеса остроумная и актуальная — герои ее напиваются, чтобы чувствовать себя свободными. Нечто в этом роде произошло и с артистами: они освободились от старых штампов и засияли как новенькие. 1 марта покажут «Zholdak Dreams: похитители чувств» — так украинский режиссер Андрий Жолдак назвал свою версию пьесы Гольдони «Слуга двух господ». Узнать знакомый сюжет в спектакле не так уж легко — но Жолдак есть Жолдак, его театральная фантазия буйствует, где хочет. Каждый волен увидеть в этих снах что-то свое. Жолдак считает, что это «рефлексия о самом себе, о театре и кинематографе, о массовой культуре и о запредельно-космическом». А 2 марта покажут «Человека» — спектакль, поставленный словенским режиссером Томи Янежичем по мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни да: записки психолога, пережившего концлагерь». Спектакль-дискуссия, размышление о границах свободы и выборе в условиях, когда выбора, кажется, нет.

Из Петербурга привезут сделанный Андрием Жолдаком в БДТ спектакль «Zholdak Dreams: похитители чувств» по мотивам комедии Гольдони

Из Петербурга привезут сделанный Андрием Жолдаком в БДТ спектакль «Zholdak Dreams: похитители чувств» по мотивам комедии Гольдони

31 марта важно не пропустить спектакль театра Ленсовета «Кабаре Брехт». Постановка художественного руководителя театра Юрия Бутусова с его недавними учениками предъявила необычную для этого режиссера резкость и публицистичность. Возможно, антивоенные настроения пьесы Брехта совпали с ситуацией на Востоке Украины и в Крыму, и это придало спектаклю дополнительную энергию.

В апреле «Золотая маска» привозит специальную гастрольную программу Александринского театра: это восемь спектаклей. Среди них «Маскарад. Воспоминания будущего» в постановке Валерия Фокина — в память о легендарном мейерхольдовском спектакле 1917 года, который вышел накануне октябрьского переворота: роскошный, дорогой, зрелищный и таинственно-пророческий. «Теллурия» Марата Гацалова — камерный спектакль по роману Владимира Сорокина, с него молодой главный режиссер Новой сцены Александринки начал освоение пространства, специально обустроенного для лабораторной работы и исследований. Там же, на Новой сцене, сочинен спектакль «Земля» Максима Диденко, хореографический оммаж известному фильму Довженко.

Фото: Владимир Майоров, Антон Завьялов, Станислав Левшин

Zholdak_dreams_Photo_Stanislav_Levshin (12).psd


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.