#Только на сайте

#Франция

#Пропаганда

#Протест

#Украина

Анатомия протеста по-французски

02.02.2016 | Cергей Дмитриев, Radio Rrance Internationale (RFI) — специально для The New Times | №3 (394) 30.01.16

Французский телеканал Сanal + показал «специальное расследование» журналиста Поля Морейра о революции в Украине.

Кадр из фильма

Кадр из документального фильма

«Два года назад, в феврале 2014 года, народное восстание в Украине достигает своего пика. На Майдане те, кого мы называем борцами за свободу, свергают пророссийского президента Януковича. Однако движущей силой революции становятся ультраправые вооруженные группировки, тайно поддерживаемые Вашингтоном. Но этого мы не видели. А еще мы не видели массовое убийство, совершенное украинскими националистами в Одессе. Во Франции мы сделали об этом расследование впервые», — так звучит анонс к документальному фильму журналиста Поля Морейра, вышедшему в понедельник вечером на одном из самых популярных частных французских телеканалов Canal+.

Российским телезрителям такой анонс мог бы напомнить нашумевшее «расследование» телеканала НТВ «Анатомия протеста» про массовые митинги 2011–2012 годов в Москве. А у французских журналистов, специализирующихся на украинской тематике и объехавших за последние два года всю Украину — от Киева, через Крым до Донецка, — фильм еще до его появления в эфире Canal+ вызвал чувство легкого недоумения. Обещание «сорвать маски» с истинных лидеров Майдана от автора, который, по его собственному признанию, следил за событиями в Киеве двухлетней давности по телевизору, показалось по-меньшей мере претенциозным.

Избирательный Морейра

Фильм длится всего 52 минуты, но охватывает массу событий — от протестов на Майдане в начале 2014 года до блокады Крыма в конце 2015 года — видимо, поэтому автор подошел к выбору фактов избирательно. Так, 20 минут фильма посвящено событиям в Одессе: от лица защитников Дома профсоюзов выступает беззащитная старушка, оказавшаяся во время пожара в здании, а также мать, плачущая на могиле 17-летнего подростка, погибшего в огне 2 мая 2014 года. А со стороны осаждавших Дом профсоюзов автор выбрал в качестве собеседников националистов-молодчиков, которые уверяют французского документалиста, что надо было всех активистов Антимайдана «убить», чтобы Одесса не повторила судьбу Донецка.

Несмотря на сжатый тайминг, автор фильма успевает несколько раз вернуться к вопросу присутствия в Киеве официального представителя госсекретаря США Виктории Нуланд. Трижды в фильме повторяются кадры, на которых представитель Госдепа раздает печенье протестующим на Майдане. Влияние на украинскую революцию Вашингтона становится одной из ключевых сюжетных линий. К этому вопросу автор возвращается, рассказывая и про министра финансов Наталью Яресько, которую Морейра представляет как «бывшего американского дипломата», не уточняя при этом, что Яресько, несмотря на то, что она действительно родилась в США, в семье украинских эмигрантов, с 1993 года живет на Украине. Ближе к концу фильма появляются и другие фамилии, например, экс-директора ЦРУ генерала Дэвида Петрэуса, выступающего на конференции в Киеве с призывом к властям США предоставить Украине противотанковое оружие.

Другим важным сюжетом становится усиление в Украине крайне правых движений. В фильме есть записи выступлений Дмитрия Яроша, лидера запрещенной в России организации «Правый сектор», и Олега Тягнибока, «неонациста», основателя партии «Свобода». Автор записал интервью со скандально известным депутатом Верховной рады Игорем Мосийчуком, которого в фильме называет официальным представителем «Правого сектора»* (* Организация запрещена в России).

После кадров с выходками Мосийчука, Морейра показывает тренировочную базу бойцов батальона «Азов». Утверждается, что «Азов» составлял ударную силу во время событий на Майдане, хотя этот батальон был сформирован только в мае 2014-го, с началом боевых действий на Востоке Украины из активистов националистического движения «Патриот Украины». Однако автор позже объяснил, что посчитал такие уточнения «излишними подробностями». Во время съемок на базе «Азова» Морейра встречает молодого француза, у которого на куртке приклеен его позывной «Муссолини» и который рассказывает журналисту, что после прохождения тренировки рассчитывает вернуться во Францию.

Поль Морейра представляет искаженное видение конфликта на Украине, уверен специальный корреспондент газеты Le Monde Бенуа Виткин. По мнению журналиста, который последние два года практически жил на Украине, автор в угоду собственным убеждениям передергивает факты. Старую мастерскую, где добровольцы батальона «Азов» пытаются починить списанную армейскую технику, автор представляет как «завод по производству нового поколения танков». Говоря о росте влияния ультраправых, Морейра совершенно не вспоминает о прошедших в стране парламентских и президентских выборах, на которых националистические силы, вроде «Свободы» или «Правого сектора»* (*Организация запрещена в России), потерпели сокрушительное поражение.

От «нельзя пропустить!» до «нельзя показать!»

«Canal+ занялся иллюстрацией речей Путина», — говорится в блоге «Комитет Украина» на сайте газеты Libération. Пусть и в более умеренных выражениях, но все же фильм транслирует позицию Кремля, сожалеет автор колонки, обвиняя создателей фильма в грубых фактических ошибках и в упоении антиамериканизмом. В частности, в своем фильме Морейра вспоминает про то, что после победы Майдана новые власти хотели «запретить официальное использование русского языка», однако забывает добавить, что эта инициатива (об отмене закона о региональных языках) была практически сразу же отклонена Александром Турчиновым, в то время исполнявшим обязанности президента. И подобного рода пренебрежения к деталям в фильме предостаточно.

Впрочем, многие СМИ работу журналиста Морейра похвалили. В телевизионном приложении журнала Nouvel Obs анонс фильма вышел в рубрике «Не пропустите!». «Мы все помним кадры с украинцами, протестующими на Майдане против коррумпированного и авторитарного президента Виктора Януковича. Но спустя два года после его свержения сдержало ли свои обещания о свободе новое проевропейское правительство?» — задается вопросом автор из Nouvel Obs и тут же сам на него отвечает: «Нет, если верить замечательному расследованию Поля Морейра, «революция вооружила и максимально приблизила к президенту Петру Порошенко крайне правые группировки».

Коммунистическая газета L’Humanité, которая с самого начала событий на Донбассе заняла крайне критическую позицию по отношению к новым украинским властям за присутствие в первом составе правительства представителей националистов и за принятие серии законов о «декоммунизации», также весьма лестно отозвалась о фильме и даже опубликовала интервью с автором. В нем Поль Морейра объясняет, что до начала работы над фильмом следил за событиями Евромайдана исключительно по чужим публикациям. Однако события в Одессе и блокада Крыма, на его взгляд, замалчивались в западной прессе, и он решил отправиться в Украину, чтобы лично во всем разобраться.

Вообще, Поль Морейра — известный во Франции журналист, снявший десятки документальных фильмов-расследований, часто из горячих точек в разных концах света для различных французских телеканалов. Самой известной его работой стал документальный фильм о WikiLeaks и Джулиане Ассанже. Нередко его фильмы приводили к публичным скандалам и даже становились поводом к началу уголовных разбирательств по собранным журналистом фактам. К неоднозначному восприятию своего фильма об украинской революции автор, по собственному признанию, был готов. Однако пока больше вопросов у зрителей вызвали не собранные талантливым журналистом факты, а их интерпретация с уклоном на сенсационность и увлечение теорией заговора.

«Играть на страхах — не лучший способ понять самому и донести до публики» суть произошедших за последние два года на Украине событий, пишут исследователи, авторы блога на сайте Médiapart Юлия Шукан и Анна Колен-Лебедева. Украинское посольство во Франции попросило главу наблюдательного совета Canal+ Венсана Боллоре снять с эфира «манипуляторский» и «пропагандистский» фильм, который дает «искаженное и ошибочное» представление о событиях на Украине. «Речь идет о памфлете в худших традициях дезинформации», — говорится на странице украинского посольства в Facebook. В своем желании «сорвать маски» автор надел на себя «шоры» — резюмирует журналист Le Monde Бенуа Виткин.

Фото: Canal+


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.