#Картина мира

#Суд и тюрьма

Уже несколько недель первой новостью мировых агентств и телеканалов идут сообщения из Пакистана

13.08.2007 | Замараева Наталья | № 27 от 13 августа 2007 года

Как и следовало ожидать накануне президентских выборов, которые должны состояться в конце этого года, ситуация в стране накалилась

Уже несколько недель первой новостью мировых агентств и телеканалов идут сообщения из Пакистана. Как и следовало ожидать накануне президентских выборов, которые должны состояться в конце этого года, ситуация в стране накалилась.

Наталья Замараева
старший научный сотрудник Центра изучения Пакистана Института востоковедения РАН

Целый ряд пакистанских газет сообщил, что президент Первез Мушарраф — генерал, пришедший к власти в 1999 году в результате военного переворота, — готов объявить чрезвычайное положение. Однако сам Мушарраф в конце прошлой недели дал понять, что такого развития событий не хочет и постарается не допустить.

Чрезвычайное положение в Пакистане вводилось один раз — в 1999 году, когда нынешний президент брал власть. Трижды в истории страны объявлялось военное положение.

Нынешнее обострение ситуации в стране вызвано целым рядом причин: это и проводимые правительством Мушаррафа реформы в экономике, в частности в телекоммуникационном, нефтяном секторах, в транспортном строительстве, и в не меньшей степени следствие антитеррористической политики нынешней пакистанской власти, борьбы с фундаменталистским исламом. Апогеем последней стали недавние события вокруг Красной мечети (Лал Масджид) в столице страны Исламабаде, когда противостояние властей и студентов богословских медресе закончилось спецоперацией военных и штурмом комплекса зданий мечети, а в дальнейшем серией суицидов среди студентов медресе Лал Масджид. 30 июля фундаменталистами была захвачена мечеть Турангзай Сахиб в деревне Лакаро в зоне пуштунских племен, которую переименовали в Красную мечеть.

Студенчество как барометр
— политических настроений —

Противостояние студентов и правящих режимов в Пакистане традиционно и имеет давнюю историю. Студенчество Пакистана за годы независимости превратилось в один из наиболее динамичных, политически активных и мобильных отрядов пакистанского общества. Отношение студенчества к правящим кругам страны часто становилось барометром настроения народных масс. В 1969 году под давлением студенческих выступлений ушел в отставку президент страны Айюб-хан. В начале 70-х годов массовые студенческие волнения в Восточном Пакистане поставили перед руководством вопрос о разделе страны и образовании независимого государства Бангладеш. Организованные по инициативе учащейся молодежи провинции Синд марши протеста против политики генерала Зия-уль-Хака явились сигналом общей кампании гражданского неповиновения 1983 года и образования альянса политических партий, получившего название «Движение за восстановление демократии». В конце 80-х — начале 90-х годов с восстановлением в Пакистане демократических институтов студенчество громко заявило о политических симпатиях и с тех пор активно поддерживает ту или иную политическую партию на всеобщих выборах. Как справедливо написала одна из влиятельных пакистанских газет «Муслим», «после завоевания независимости они (студенты) были ключом ко всем наиболее важным политическим движениям».

Детонатор —
— колючая проволока —

Вооруженные столкновения между пакистанскими силами безопасности и студентами богословских медресе при мечети Лал Масджид этим летом, по словам студентов, возникли из-за «территориального» спора. «Они проложили колючую проволоку на расстоянии менее 100 ярдов от мечети, — заявил один из студентов. — У нас было с ними соглашение, что не будет никакого забора на расстоянии 100 ярдов».

Беспорядки начались, когда девушки — учащиеся медресе начали убирать колючую проволоку. К ним присоединились студенты, вызвав тем самым недовольство полицейских. Студенты, захватив оружие и четырех полицейских в заложники, забаррикадировались в мечети. После попыток полицейских открыть двери из мечети раздались выстрелы.

В ответ полиция сначала применила слезоточивый газ, а затем открыла огонь.

Руководил повстанцами брат настоятеля мечети Абдул Азиз. За последние месяцы мечеть и принадлежащие ей медресе превратились в оплот радикальных студентовисламистов, связанных с движением «Талибан» в Афганистане.

Настоятель мечети имам Абдул Рашид Гази, 43-летний профессор, историк, бывший сотрудник министерства образования и международной организации ЮНЕСКО, по пакистанским меркам исключительно образованный человек, возглавлял радикальное исламское движение, действующее на территории Пакистана. Основное обвинение, предъявляемое движением президенту страны Первезу Мушаррафу, — это отход последнего от основных принципов ислама. Движение призывает, в частности, к введению в стране шариатской системы правосудия и наказания.

4 июля полиция и армейские подразделения у мечети Лал Масджид были заменены войсками специального назначения. Около тысячи студентов, находившихся в осаде, согласились на предложение властей сдаться: всем была обещана безопасность и выплата по 5 тысяч рупий (около $85).

Кровавое противостояние продолжалось несколько дней и закончилось штурмом мечети и многими десятками убитых.

За этим последовали выступления студентов религиозных медресе в различных районах страны, и прежде всего в Пешаваре, Северо-Западной пограничной провинции: они протестовали против силового решения, называя военную операцию «попранием прав ислама».

Пятое покушение
— на президента —

В разгар противостояния в Исламабаде на президента Пакистана Первеза Мушаррафа было совершено покушение. Во время взлета самолета, на борту которого находился президент, по авиалайнеру была выпущена ракета с крыши здания, расположенного неподалеку от авиабазы Чаклала близ Равалпинди. Это было уже пятое по счету покушение на его жизнь.

Шлейф этих событий будет разворачиваться с новой силой в ближайшие месяцы предвыборной кампании, и направлен он будет лично против президента Первеза Мушаррафа. Удастся ли ему удержать власть, сегодня предсказать трудно. Впрочем, автор знакома с президентом и убеждена: он будет бороться. Но одно очевидно: возрастание нестабильности в стране, граничащей с другой «пороховой бочкой», Афганистаном, — серьезная проблема для мира вокруг.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.