#Родное

#Суд и тюрьма

Сергей Гуриев - The New Times

13.08.2007 | Гуриев Сергей | № 27 от 13 августа 2007 года

"Главное в этой ситуации не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами"

Если что в тюрьме, что на свободе — одно и то же, то это значит, что в стране что-то сильно не в порядке.

Ректор Российской экономической школы
Сергей Гуриев

Стоимость человеческой жизни является, по существу, главным показателем социально-экономического развития, гораздо более точным, чем ВВП на душу населения. Каждый день россияне принимают решения, которые подчеркивают, насколько дешево они воспринимают свою жизнь. Как и на любом другом рынке, бросовая цена жизни российского гражданина означает ее неудовлетворительное качество. Используя терминологию правительственных программ и президентских посланий, можно сказать, что страна как место жизни своих граждан по-прежнему неконкурентоспособна.

Если вспомнить компенсации, выплачиваемые государством погибшим шахтерам, солдатам, жертвам терактов, легко увидеть, что предел мечтаний — миллион рублей. Эти цифры по-своему демонстрируют «успешность» страны. Впрочем, главное в этой ситуации не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами. Об этом, кстати, свидетельствует идущая сейчас дискуссия по поводу повышения штрафов для автомобилистов. Возмущаясь увеличением штрафов за выезд на встречную полосу (виновному придется заплатить несколько тысяч рублей), люди забывают о возможных последствиях такого нарушения. Есть и другие примеры в пользу такого вывода: такие привычки российского водителя, как нежелание пристегивать ремень или вождение в состоянии алкогольного опьянения, отказ уступить дорогу пешеходам и спешащим на вызов машинам «скорой помощи» или службы спасения, показывают, как низко в глазах самих граждан стоит жизнь человека. Чего же тогда ждать от государства?

Сравнивая ситуацию в России и США, можно смело утверждать, что у нас человеческая жизнь ценится в 20 —30 раз меньше. В России предел — миллион рублей, в США человеческая жизнь оценивается в несколько миллионов долларов. Для оценки стоимости среднестатистической жизни необходимы очень хорошие микроэкономические данные, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство работ по данной тематике изучают ситуацию в США. Результаты исследований американского рынка труда показывают относительно небольшой разброс оценок: от $4 млн до $9 млн за одну жизнь. При этом надежность этих оценок настолько высока, что правительственные органы США используют методологию определения стоимости среднестатистической жизни при принятии решений об инвестиционных проектах в таких областях, как безопасность жизнедеятельности, охрана окружающей среды, здравоохранение, безопасность на транспорте.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.