#Родное

#Суд и тюрьма

Цена несвободы

13.08.2007 | Барабанов Илья | № 27 от 13 августа 2007 года

Несправедливо осужденный и отсидевший четыре года в тюрьме россиянин получил 450 тысяч рублей компенсации. И это можно считать идеальным исходом

Цена несвободы. Не новость: жизнь в России стоит немного. Несвобода — немногим больше. На 450 тысяч рублей может рассчитывать россиянин, отсидев незаконно четыре года в тюрьме. И это можно считать идеальным исходом, утверждают исследователи из правозащитной ассоциации «АГОРА», выяснившие, на какие компенсации государства могут рассчитывать бывшие подозреваемые, обвиняемые и незаконно осужденные.

От 5 тысяч до 1 млн рублей компенсации может получить россиянин, по отношению к которому была допущена судебная ошибка. То же самое касается граждан, которых правоохранительные органы незаконно пытались отправить в тюрьму. На прошлой неделе Абаканский городской суд признал законными претензии Абдулы Исаева к Министерству финансов. Исаев, арестованный в 1998 году, провел под стражей четыре года. Хакасская прокуратура обвиняла предпринимателя в совершении ряда особо тяжких преступлений, в том числе в организации убийств двух человек. Невиновность Исаева Абаканский городской суд признал только в декабре прошлого года, после чего коммерсант и решил добиваться компенсации от ведомства Алексея Кудрина. Теперь Минфин обязан выплатить потерпевшему 450 тысяч, хотя изначально Исаев настаивал на сумме 100 млн рублей.

— 30 тысяч за потерянный труп —

30 тысяч рублей удалось отсудить у России гражданке Украины Галине Броник в качестве компенсации за останки ее убитого сына, которые сотрудники прокуратуры попросту потеряли. Сын Галины Броник, Александр Фельдшер, приехал в Нерчинск Читинской области по окончании Сызранского военно-летного училища и занялся бизнесом — торговлей металлоломом. Бизнес для него закончился плохо: он был убит задолжавшим ему компаньоном. Труп преступники сожгли в овраге. В ходе следствия сотрудники прокуратуры умудрились потерять останки сына Галины Броник, после чего она и обратилась в суд Центрального района Читы. 3 апреля 2007 года суд признал, что из-за действий прокурорских работников Галина Броник испытала «моральные страдания и понесла серьезные материальные убытки». Судья Наталья Клочкова постановила взыскать с Минфина в пользу пострадавшей 20 тысяч рублей моральной компенсации и 10 тысяч рублей компенсации материального ущерба. Причем суд по делу Броник затянулся на целых пять месяцев: представители ответчика из Управления федерального казначейства по Читинской области решительно отказывались соглашаться с тем, что потеря прокурорами останков погибшего сына могла нанести Броник какой-либо моральный вред.

— Сколько стоит туберкулез —

Житель села Дульдурга Агинского Бурятского автономного округа Михаил Романов провел в СИЗО более двух лет. Романов обвинялся в убийстве, а следствие по его делу длилось четыре года. Всего за это время было вынесено четыре приговора судом первой инстанции, которые последовательно отменялись в Верховном суде. Сначала районный суд дважды оправдывал Романова, но эти решения обжаловала прокуратура Агинского округа. Затем тот же районный суд дважды выносил обвинительные приговоры, которые опротестовывал уже сам Романов. В мае 2006 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда окончательно признала его непричастным к преступлению, после чего Романов потребовал компенсации в размере 3 млн рублей. Определяя сумму ущерба, пострадавший исходил из того, что в СИЗО он заработал туберкулез. Рассмотрение дела длилось почти год, пока 15 июня 2007 года районный суд Агинского Бурятского автономного округа обязал Минфин выплатить Романову 450 тысяч рублей.

5 тысяч рублей за три года
— жизни в подполье —

Зимой 2007 года компенсации в размере 5 тысяч рублей удалось добиться от Минфина жителю Тетюшского района Татарстана Сергею Сенину. С 2003 года Сенин обвинялся в покушении на кражу и убийстве. В ночь с 12 на 13 июля 2003 года в Тетюшах произошло убийство двух охранников в частном доме. Один из охранников перед смертью успел рассказать, что в охраняемый ими дом проникли двое грабителей, попытавшихся украсть сейф с 15 тысячами рублей и два охотничьих ружья. При попытке скрыться грабители расстреляли охранников, один из которых умер на месте, а второй, успев вызвать «скорую помощь», скончался через несколько дней в больнице. Почему подозреваемым по этому делу стал именно Сенин, до сих пор не понимает ни он сам, ни следователи. Как три года утверждали оперативники, на его след милицию навел случайный свидетель, задержанный в ночь убийства за совершение административного правонарушения. Позже выяснилось, что из «свидетеля» показания выбивали. Все три года, которые велось следствие, родители Сенина прятали своего сына, а прокуратура отказывалась признавать его невиновным, не обращая внимание на железное алиби подозреваемого. Когда же обвинения в адрес молодого человека все же были сняты, суд оценил нанесенный ему моральный ущерб в 5 тысяч рублей.

Реабилитационный
— прейскурант —

Подытожив судебную практику последних двух лет, правозащитники ассоциации «АГОРА» составили своеобразный прейскурант компенсаций гражданам, пострадавшим от произвола правоохранительной системы. Например, если человека задержали, заподозрив в преступлении, а позже выяснилось, что он невиновен, Минфин России может расстаться с суммой в пределах 5 —25 тысяч рублей. Ошибки следователей МВД могут обойтись бюджету в 5 —10 тысяч рублей в пользу пострадавших, а ошибки прокурорских работников оцениваются судами от 8 до 50 тысяч рублей. За предъявление незаконного обвинения сумма компенсации может колебаться от 5 до 70 тысяч рублей. Ошибочный арест обойдется Минфину в 10 — 450 тысяч рублей. В данном случае решающую роль при определении суммы будет играть длительность ареста. 10 тысяч получил один из жителей Читы, пробывший под стражей 16 дней, а максимальная сумма, 450 тысяч, была выплачена жителю Забайкалья, отсидевшему год по подозрению в убийстве.

Жертвы судебной ошибки, осужденные к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы (штраф, исправительные работы, условный срок), могут претендовать на выплату компенсации в размере 10 — 90 тысяч рублей. Если же судом вынесен приговор, отправляющий человека за решетку, то, добившись реабилитации и сумев доказать свою невиновность, можно претендовать на сумму от 100 тысяч до 1 млн рублей.

Цена несвободы в мире

США
В конце июля 2007 года суд удовлетворил иск 73-летнего Питера Лаймона и 75-летнего Джозефа Салвати к правительству США. По решению суда руководство страны обязывалось выплатить Лаймону, Салвати, а также семьям двух других пострадавших денежную компенсацию в размере $101,7 млн. В 1968 году суд США приговорил четверых невинных граждан — Питера Лаймона, Джозефа Салвати, Генри Тамелео и Луиса Греко — к длительным срокам тюремного заключения, в среднем до 30 лет лишения свободы, по обвинению в убийстве. Приговоры строились на основе показаний одного-единственного свидетеля, который, как выяснилось спустя 31 год, их оклеветал. Федеральный судья Нэнси Джертнер обязала правительство заплатить $101,7 млн в качестве компенсации, из которых Лаймон получит $26 млн, Салвати — $29 млн, а наследники покойных Тамелео и Греко — по $13 млн и $28 млн соответственно. В штате Массачусетс закон предусматривает, что незаконно осужденные могут получить до $500 тысяч. Такие же законы существуют еще в 12 штатах США.

Нидерланды
Гражданин Нидерландов Сеес Борсбоом провел в тюрьме четыре года. В июне 2000 года его признали виновным в убийстве 10-летней девочки. По решению суда Борсбоом должен был провести в тюрьме 18 лет. Голландца спасло то, что в 2004 году в полицию явился истинный убийца, Вик Хаалмейер, виновность которого подтвердил ДНК-тест. Расследование причин, по которым за решеткой оказался невиновный, показало, что и полиция, и прокуратура игнорировали важные улики и грубо обращались с единственным свидетелем — 11-летним подростком. В результате Борсбоому была выплачена компенсация в размере 600 тысяч 85 евро.

Великобритания
Рекордная выплата за неправильное осуждение в Великобритании составила 2,5 млн фунтов стерлингов. С 2006 года расценки несколько снизились и теперь, как правило, не превышают 500 тысяч фунтов. Только за 2005 год Великобритания выплатила жертвам судебных и следственных ошибок 8 млн фунтов. Впрочем, из выплачиваемой суммы вычитают затраты на проживание в тюрьме.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.