#Только на сайте

Актуальные данные НКВД

20.01.2016 | Александрина Елагина | №1 (392) 16.01.16

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны отказалась удовлетворить просьбу 60 тыс. человек и рассекретить архивы ВЧК-НКВД-КГБ

Иван Павлов

Руководитель «Команды 29» Иван Павлов

Петиция о доступе к архивам советских спецслужб была размещена на сайте Сhange.org правозащитниками «Команды 29» — приемниками закрывшегося из-за статуса «иноагента» Фонда свободы информации. За отмену засекречивания документов советских органов госбезопасности до 2044 года подписалось 60 тыс. человек.

«Эти сведения сохраняют актуальность в настоящее время, поскольку их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, и требуют продления сроков засекречивания», — сказано в ответе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (МВК).

В 1992 году вышел указ Бориса Ельцина, по которому материалы, касающиеся репрессий и нарушений прав человека в России 1917–1991 годов должны быть рассекречены. Однако в 1993 году вышел закон «О гостайне», согласно которому максимальный срок секретности документов составляет 30 лет.

До 2012 года чиновники аргументировали нежелание открывать архивы тем, что закон был принят в 1993 году, и он не имеет обратной силы. То есть под его действие подпадают документы, оформленные после принятия закона. А предыдущие «не имеют срока давности» — то есть, скорее всего, не будут представлены публике никогда. Конституционный суд в 2013 году опроверг это мнение.

Тогда в марте 2014 года МВК приняла заключение, продлившее еще на 30 лет срок засекречивания документов советских органов госбезопасности 1917–1991 годов. Всего в списке 23 пункта категорий информации, которые дают возможность продлить срок секретности практически любого документа. Таким образом, гриф «секретно» будет стоять на любых бумагах, касающихся разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, а также сотрудников органов госбезопасности, принимавших участие в спецоперациях, и лицах, сотрудничавших с ведомствами на конфиденциальной основе. Если документ содержит информацию о методах борьбы с коррупцией или организованной преступностью, о планируемых или фактических затратах на антитеррористическую деятельность, его также не рассекретят.

«В этом законе говорится, что в исключительных случаях этот срок может быть продлен МВК, — рассказал NT Иван Павлов, руководитель «Команды 29». — Это беспрецедентное решение — засекретить все документы скопом».

Правозащитники уверены, что постановление МВК не должно касаться случаев массового террора, так как история этого периода интересует большое количество граждан нашей страны: многие хотят узнать правду о своих репрессированных предках.

«Возможные попытки использовать заключение для сокрытия информации, относящейся к репрессивной политике советского государства, могут быть обжалованы в установленном порядке», — следует из заключительного предложения в ответе правозащитникам.

«Юристы всегда найдут способ, как решить ситуацию, — отмечает Павлов. — Другой вопрос — готово ли государство к решению, или оно по-прежнему будет искать уловки и нелепые подходы, чтобы не решить эту проблему. Мы можем обратиться в Московский городской суд от имени гражданина или организации, чтобы оспорить решение МВК. Сейчас ведем переговоры с кандидатами на роль заявителя в этом деле».

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.