Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Реплики

#Только на сайте

Что было, что будет

19.01.2016 | Сергей Гуриев, Институт политических исследований Sciences Po, Париж | №1 (392) 16.01.16

Официальные прогнозы на 2015 год выглядели оптимистичнее независимых. Но реальными оказались последние. Чего ждать в 2016 году? В январе 2015-го цена на нефть была на уровне $46 за баррель, но потом она чуть подросла: в среднем до $54 за баррель в первом квартале и $60 за баррель — во втором. Поэтому ситуация в прошлом году оказалась несколько лучше, чем она выглядела в январе 2015-го. Тем не менее в целом мои прогнозы, данные в интервью  The New Times январе прошлого года, оправдались.

Реалии—2015

Год назад я считал, что российский ВВП сократится в 2015 году на 4-5%. Пока официальных данных за 2015 год нет, но, скорее всего, спад составит 4% или чуть меньше. Это вполне согласуется с прогнозом с поправкой на рост нефтяных цен в первой половине года.

Во-вторых, я говорил, что вероятность получения «мусорных» рейтингов российскими облигациями очень высока. Так и получилось: два рейтинговых агентства из трех снизили суверенный рейтинг России до «мусорного» уровня.

Я также предсказывал и рост безработицы, и снижение доходов. Снижение доходов произошло — на 5% в реальном выражении, но роста безработицы удалось избежать за счет резкого снижения зарплат — на 10% в реальном выражении.

Год назад речь шла о том, что основные риски проявятся на горизонте двух лет и что правительству придется резко сокращать расходы — и социальные, и оборонные. Так и получилось. Поправки к бюджету на 2015 год, принятые в апреле прошлого года предусматривали сокращение расходов на 8% в реальном выражении по сравнению с исходным вариантом 2% в номинальном выражении плюс 6% инфляции. Бюджет 2016 года предусматривает дальнейшее сокращение расходов в реальном выражении на 8% по сравнению с 2015-м — причем сокращение и социальных, и оборонных расходов: Россия собирается потратить на национальную оборону 4% ВВП, в то время как в 2015-м — 4,2% ВВП. В номинальном выражении расходы на оборону вырастут менее чем на 1%, в реальном (из-за того, что покупательная способность рубля упала на 13%) сократятся на 11%. Кроме того, правительство уже готовит новые сокращения — 10-процентный секвестр бюджета. До 15 января ведомства должны дать предложения по отзыву доведенных им лимитов бюджетных обязательств на 10%. Предполагается, что секвестр не затронет трансферты регионам, зарплаты бюджетников и денежное довольствие военнослужащих. Экономия даст около 700 млрд руб. (1% ВВП).

Резервный фонд

Год назад речь шла о том, что основные риски проявятся на горизонте двух лет и что правительству придется резко сокращать расходы — и социальные, и оборонные. Так и получилось. Поправки к бюджету на 2015 год, принятые в апреле прошлого года предусматривали сокращение расходов на 8% в реальном выражении по сравнению с исходным вариантом 2% в номинальном выражении плюс 6% инфляции. Бюджет 2016 года предусматривает дальнейшее сокращение расходов в реальном выражении на 8% по сравнению с 2015-м — причем сокращение и социальных, и оборонных расходов: Россия собирается потратить на национальную оборону 4% ВВП, в то время как в 2015-м — 4,2% ВВП. В номинальном выражении расходы на оборону вырастут менее чем на 1%, в реальном (из-за того, что покупательная способность рубля упала на 13%) сократятся на 11%. Кроме того, правительство уже готовит новые сокращения — 10-процентный секвестр бюджета. До 15 января ведомства должны дать предложения по отзыву доведенных им лимитов бюджетных обязательств на 10%. Предполагается, что секвестр не затронет трансферты регионам, зарплаты бюджетников и денежное довольствие военнослужащих. Экономия даст около 700 млрд руб. (1% ВВП).


Структура федерального бюджета 
в 2015-м и 2016-м (прогноз Министерства финансов В% ВВП (два левых столбца) В трлн руб. (два правых столбца)

Увеличить график

Источник: Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», Минфин, 2015 год

Санкции

К сожалению, я оказался прав и в том, что без передачи украинскому правительству контроля над границей между Россией и Донбассом не стоит рассчитывать на снятие санкций — и ни того (передачи контроля над границей), ни другого (отмены санкций) действительно не произошло. К счастью, в 2015 году не было таких контрпродуктивных действий, как введение правительством России (в августе 2014 года) санкций против США и целого ряда стран ЕС или непрозрачного размещения облигаций «Роснефти» в декабре 2014 года (это размещение и спровоцировало панику на валютном рынке 16–17 декабря 2014 года). В конце прошлого года были объявлены санкции против Турции, но они, во-первых, гораздо более ограничены, а во-вторых, начали действовать только в 2016 году. Кроме того, Центральный банк воздержался от поддержки рубля и расходования резервов, что привело к ослаблению национальной валюты, наполнению бюджета и некоторым выгодам для реального сектора экономики.

Прогноз на будущее

Чего можно ожидать в 2016 году? Осенние прогнозы Всемирного банка, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития исходили из среднегодовых цен на нефть на уровне $45–50 за баррель и предсказывали спад на 0,6–1,2% ВВП. Если предположить, что цена на нефть останется на сегодняшнем уровне $35 за баррель, то стоит ожидать спада экономики в размерах 2-3% ВВП. Пока что официальный прогноз предсказывает рост на 0,7%, но и в прошлом году официальные прогнозы были оптимистичнее независимых, при этом оправдались как раз независимые.

Если предположить, что цена на нефть 
останется на сегодняшнем уровне $35 за баррель, 
то стоит ожидать спада экономики на 2-3% ВВП  

Если цены на нефть не вырастут, не исключено и дальнейшее сокращение расходов бюджета. При этом уже сейчас — до секвестра — бюджет обещает индексацию пенсий всего на 4% при инфляции 13% (притом что закон требует индексации по инфляции), а расходы на здравоохранение и образование сокращаются в номинальном выражении.

Судя по риторике властей, не стоит ждать и отмены санкций. Впрочем, самое интересное событие в 2016 году — это обсуждение бюджета на 2017 год. Судя по тому, что правительство отменило трехлетнее бюджетное планирование — одно из ключевых достижений «стабильности» нулевых годов, — оно ожидает, что в 2017 году потребуются еще более серьезные сокращения, даже если цена на нефть будет держаться на уровне $50 за баррель.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.