#Телевертикаль

#Только на сайте

#Кино

Гуманист Толстой и Царь-пушка

23.12.2015 | №43 (391) 20.12.15

Tелекритики подводят итоги прошедшего месяца и года

1. Какое телесобытие было главным в ноябре?

2. Что можно назвать антисобытием?

3. Кто стал самой заметной персоной ноябрьского телеэкрана?

4. Что можно назвать телесобытием 2015 года?

Ксения Ларина.jpg

Ксения Ларина
«Эхо Москвы»

1. Новая экранизация «Тихого Дона» («Россия 1») Сергея Урсуляка вызвала массу споров и нареканий, зрителей раздражал кастинг, несмолкающая музыка и слишком вольная интерпретация романа, который большинство помнит в трактовке Сергея Герасимова. Урсуляк отказался от «генеральной и направляющей роли партии» (исключив эпизоды со Штокманом и Бунчуком), а центральной темой, как и в «Жизни и судьбе» по Гроссману, стал личный выбор человека в нечеловеческих обстоятельствах. Фильм получился масштабным, трагическим и безысходным.

2. Всемирное чтение «Войны и мира» (ВГТРК) должно было стать новой «духовной скрепой», объединяющей всех со всеми: чиновников с художниками, либералов с патриотами, палачей с жертвами, Россию с Европой, а Толстого с Церковью. Телевизор, за последние год превративший нацию в озверевшую от ненависти массу, решил на четыре дня превратить ее обратно. Этот порыв можно было принять за наивное простодушие, если бы не контекст, на фоне которого гуманистическая миссия выглядела лицемерной пропагандистской акцией. В которой великому философу и гуманисту Толстому отведена роль Царь-пушки.

4. Телеканал «Дождь», изгнанный из кабельных сетей, не только выжил и сохранился, но и продолжает активно развиваться, оставаясь главным источником объективной информации и единственной дискуссионной площадкой в электронных СМИ.

Игорь Яковенко

Игорь Яковенко
журналист, социолог

1, 2. Нобелевская лекция Светланы Алексиевич. Эта лекция и по форме, и по содержанию стала произведением той «сверхлитературы», о которой Алексиевич говорила как о новом жанре культуры, который только и может адекватно ответить на вызов, сформулированный Адорно, о возможности писать музыку после Освенцима. Но главные телеканалы России не нашли в своем эфире места для того, чтобы жители страны услышали голос нобелевского лауреата, пишущего на русском языке.

3. Алексей Алексеевич Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы». Без его активной роли на НТВ не смог бы появиться скандальный фильм «Новые русские сенсации».

Екатерина Барабаш

Екатерина Барабаш
кинокритик

3. Почему-то всегда так получается у нас: главным героем на телевидении становятся ушедшие. Вот и сейчас — не стало Эльдара Рязанова, и телеканалы принялись наперебой вспоминать его заслуги. Безмерно горько, что у нас любить умеют только мертвых. А ведь ничего не стоило любить его при жизни, а не заставлять ходить с протянутой рукой по высоким кабинетам в поисках денег. С другой стороны — его уход стал поводом показать его фильмы и услышать его мудрые монологи (их, правда, только на канале «Культура»). Нетрудно догадаться, почему голос Рязанова не звучал на нынешнем телевидении, — он называл вещи своими именами, поэтому власть боялась его, как боятся зомби рассветного петушиного крика.

solntceva_ria.jpg

Алена Солнцева
театральный и кинокритик

3. В декабре главной телевизионной фигурой является Путин. Сначала ежегодное послание Федеральному Собранию, потом многочасовая пресс-конференция… И все — не только чиновники, но и оппозиция, и простые обыватели — зачем-то это слушают, рейтинг высокий, ждут каких-то сигналов, что-то интерпретируют. На самом деле это он должен нас слушать, а не наоборот…

4. Главное телевизионное событие этого года — перманентная виртуальная война, в которую погружен наш зритель, когда слова «бомбежка», «взрыв», «ответный удар», «ядерное оружие», «вражеское окружение» — стали привычным бытовым фоном. Введенное телевидением военное положение вступает в противоречие с рекламой, которая до сих пор рассчитана на мирную жизнь и предлагает покупать стиральные машины и средства для чистки кастрюль, а не бронежилеты и гранаты. Это раздвоение сознания у телезрителей закончится с крахом самих телеканалов, поскольку их финансовое благополучие зиждется именно на рекламе, смысл которой отменяется самим контентом.

Евгений Кузин

Евгений Кузин
главный редактор телеагентства «Телескоп»

1, 4. Главное событие и месяца, и всего года — это, безусловно, марафон «Война и мир. Читаем роман». Фекле Толстой и другим создателям этого смелого проекта удалось показать, что телевидение может объединять самых разных людей из всех уголков России не только вокруг скандальных историй из жизни поп-звезд и развлекательных шоу.

Ольга Галицкая

Ольга Галицкая
кино- и телекритик

2. Затея всем миром читать нон-стоп громадную эпопею «Война и мир» должна была, вероятно, представить зрителям настоящую единую Россию, охваченную всенародной любовью к Льву Толстому. На деле получилось что-то вроде приторно-фальшивых «Елок», которые ежегодно лепили для кино к Новому году, чтобы показать, как все у нас, в сущности, расчудесно и славно. Можно было бы и умилиться такой внезапной сплоченности, если бы, скажем, чтец одного из фрагментов Дмитрий Киселев, выйдя с «Культуры», не заступал на очередную вахту канала «Россия 1», где продолжал клеймить и безнаказанно оскорблять всех, кого приказано ненавидеть в текущий политический момент.

4. Оперативное, объективное и сочувственное по отношению к Франции освещение серии терактов в Париже. Что, к сожалению, не изменило, а скорее даже усилило основной тренд отечественного телевидения: агрессивное, безумное нагнетание враждебности к другим государствам и безудержное восхваление собственной страны с целью отвлечь граждан от происходящего в родном Отечестве.

Юрий богомолов

Юрий Богомолов
телекритик

1. В телеэкранизации «Тихого Дона» Сергей Урсуляк не стремился ни сравняться с авторами романа и знаменитой киноэкранизации, ни превзойти их. Это история хождения по мукам казака Григория Мелехова. Автора ведь еще попрекнули умалением историзма эпохального романа. А он, на мой взгляд, только углубился. Гражданская бойня не просто расказачила целый народ, она расчеловечила толпы людей. И более того: расчеловечила человечность. А мы по сию пору дивимся, отчего столь беспримерно жестокими оказались «мирные» репрессии большевиков. Брызги от былого бесчеловечья обдают нас и сегодня. Мы утираемся и живем дальше в предчувствии нового кровавого цунами войны.

3. Герой месяца — предприниматель Потапенко, который прославился в интернете своим выступлением на Московском экономическом форуме: «Диалог бизнеса и власти — это разговор мясника с коровой», — метко сформулировал он.

4. Телеканал «Дождь» — это не просто событие сезона; это — подвиг сезона! Как он смог выжить, и выстоять, и честно длить с петлей на шее хронику нашего смутного времени…


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.