Руководство российского антидопингового агентства в полном составе ушло с занимаемых постов. Свои должности оставили исполнительный директор Никита Камаев и заместитель генерального директора по международному сотрудничеству Игорь Загорский. Ранее, 10 декабря в отставку ушел генеральный директор РУСАДА Рамил Хабриев. По словам советника спорта министра РФ Натальи Желановой, решение было принято в начале декабря. «Совет учредителей РУСАДА 10 декабря принял отставку генерального директора агентства Рамила Хабриева, остальное руководство ушло в отставку еще раньше», - рассказала она «Интерфаксу». Массовые увольнения из антидопингового агентства вызваны отчетом комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA).
Вопрос о допуске российских атлетов к олимпиаде остается открытым. Пока что Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) исключена из Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Это значит, что спортсмены не будут принимать участие в международных стартах под эгидой IAAF и не смогут попасть на олимпиаду в Рио-де-Жанейро в 2016 году.
«Комиссия WADA в своем расследовании подчеркнула — нарушения в России носят регулярный характер»
Скандал начался 9 ноября 2015 года. Тогда специальная комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) опубликовала результаты расследования работы российской антидопинговой службы (РУСАДА). Доклад вышел объемным — 323-страничный документ рассказывал о поголовной коррупции и массовом применении запрещенных веществ, в том числе — именитыми спортсменами. По результатам расследования комиссия рекомендовала Международной ассоциации легкоатлетических федераций дисквалифицировать ВФЛА, что и было исполнено.
Семейные тайны
Расследование по большей части было построено на свидетельских показаниях и материалах супружеской пары: бывшего главного специалиста российской антидопинговой службы Виталия Степанова и его жены, Юлии Степановой. Она как участница сборной России по легкой атлетике смогла записать несколько видео- и аудиофрагментов, которые легли в основу дела. На записях видно, как российские тренеры и спортивные функционеры убеждают атлетов принимать допинг и выдают им запрещенные препараты. Муж спортсменки, в свою очередь, рассказал комиссии о систематических нарушениях в ходе антидопинговых проверок антидопинговой службой. Те же материалы легли в основу документального фильма немецкого телеканала Das Erste. Фильм-расследование «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей» вышел в эфир за год до публикации отчета комиссии — в декабре 2014 года.
По результатам работы комиссия потребовала пожизненно дисквалифицировать пятерых легкоатлетов. В список попали Мария Фарносова (олимпийская чемпионка 2012 года), Екатерина Поистогова (бронзовый призер Олимпиады), Анастасия Баздырева, Кристина Угарова и Татьяна Мязина.
«Пока что Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) исключена из Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Это значит, что спортсмены не будут принимать участие в международных стартах под эгидой IAAF и не смогут попасть на олимпиаду в Рио-де-Жанейро в 2016 году»
После публикации доклада события стали развиваться стремительно. 10 ноября ушел в отставку директор Московского антидопингового центра Григорий Родченков. 11 ноября французская полиция арестовала бывшего главу Международной ассоциации легкоатлетических федераций Ламина Диака. 13 ноября совет IAAF приостановил членство Российской Федерации. Для спортсменов это означало только одно — никакой Олимпиады. Спустя 48 часов всероссийская федерация легкой атлетики собралась на экстренное заседание, на котором разработали «антикризисный план». По мнению министра спорта Виталия Мутко, план поможет вернуть российскую ассоциацию в IAAF «за два-три месяца». Вообще Мутко всячески готов идти на уступки, лишь бы российская сборная всем составом не попала под очередные спортивные санкции. «Мы абсолютно открыты и готовы в результате консультаций с ВАДА хоть иностранного специалиста во главе лаборатории поставить, если это понадобится», — заявил министр прессе после публикации результатов расследования.
Несмотря на критическую ситуацию, президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах тоже отметил, что российские спортсмены еще могут поехать в Рио. Для этого антидопинговые организации страны должны соответствовать общим правилам и конвенции о борьбе с допингом в спорте, подписанной в 2005 году.
Необходимая встряска
Комиссия WADA в своем расследовании подчеркнула — нарушения в России носят регулярный характер. Сам принцип погони за рекордами достался российскому спорту от СССР. «И тогда, и сейчас спорт высоких достижений был показателем мощи государства. Однако сейчас у нас есть база, а высоких результатов не всегда получается достичь», — рассказывает Татьяна Лебедева, многократная чемпионка мира по прыжкам в длину, член женского комитета IAFF. По ее словам, именно это подводит людей к допингу. «Недовольство результатами — лишь одна из причин. Гораздо чаще тренеры просто не понимаю, что дают допинг. Они слышали, что препарат работает, и используют», — объясняет Лебедева. Речь, конечно, не идет о систематическом и целенаправленном нарушении спортивных законов. «Поэтому необходимо развивать культуру, учить тренеров. Систему нужно очистить и это — необходимая встряска», — считает бывшая спортсменка.
С ней согласен и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. «Это финальное очищение, которое должна пройти российская легкая атлетика после череды скандалов в прошлом», — заключает в беседе с NT комментатор. Но стоило ли так жестко на это реагировать — наказывать целую сборную?
«Тренер сказал, что все обойдется, так что никаких истерик не было, — говорит в интервью NT Надежда, участник международных соревнований по спортивной ходьбе, — готовимся, что нам еще делать. Российские старты и так проходят, тренер ведет меня к пику на отборочные. А будут они или нет — другой вопрос. Сама я к допингу никак не отношусь. Его в нашей команде, слава богу, нет. Стоило ли вытаскивать сор? Стоило, наверное. Те, кто виноват, должны понести наказание, я считаю. Но всю сборную нельзя наказывать — это перебор».
«Такое наказание (запрет на выступление на Олимпиаде. — NT) рушит всю философию борьбы с допингом», — считает спортивный обозреватель Николай Мысин («Советский спорт», Радио КП). По его мнению, вся суть антидопинговой борьбы — это защита «чистых» спортсменов и наказание «грязных». «Здесь же будут наказаны все наши сборники, которые претендуют на золото. И те, которые никогда в скандалах с допингом замешаны не были. Исинбаева, например», — подчеркивает Мысин. И тут же добавляет, что в целом такие перемены помогут спорту «встряхнуть и перезагрузить» систему.
«В команде все отнеслись к скандалу просто. Никто не паниковал, не устраивал истерики. Скажут — поедем. Не скажут — будем готовиться к следующему старту»
Есть ли в скандале политическая подоплека? «Сейчас уже никто не кричит, что нас обижают потому, что мы русские. И фанаты, и чиновники поняли, что если спортсмена поймали, то его не нужно оправдывать», — объясняет Мысин. Изменения заметила и Татьяна Лебедева из IAAF. «Есть конкретные эпизоды, названы конкретные имена. С этим надо разбираться, а не оправдываться», — считает она. С экспертами отчасти согласен комментатор Дмитрий Губерниев. «Я не верю во всемирный заговор против России. Но и говорить, что спорт вне политики, я не могу», — рассказывает он. В качестве примера он приводит фразу главы специальной комиссии, основателя и бывшего президента WADA Дика Паунда. «Мы не можем быть уверены, что на Олимпиаде в Сочи не было никаких манипуляций с допингом и результатами», — сказал он, выступая на пресс-конференции после публикации расследования. Губерниева смущает такой подход. «Я сразу вспоминаю ребят — Виктора Ана, Антона Шипулина, Александра Зубкова», — возмущенно замечает он. И тут же признает, что «вечно кивать на политику нельзя», а с конкретными проявлениями нужно бороться.
«Каждый добивается цели, как может. Я не могу сказать, что допинг — это хорошо или плохо, — отметил в разговоре с NT победитель российских и международных соревнований в беге на 400 метров.— А если скажу, что это неправильно, многие не согласятся. Но главное — это всегда результат. В команде все отнеслись к скандалу просто. Никто не паниковал, не устраивал истерики. Скажут — поедем. Не скажут — будем готовиться к следующему старту. Мы люди подневольные, поэтому я не переживаю из-за обстоятельств, которые от меня не зависят. Лично для нас катастрофы не произошло. Мы хотим в этом сезоне показать лучший результат. Не важно, на каких соревнованиях это произойдет».
О перспективах российской сборной спортивные функционеры говорят осторожно, но с оптимизмом. «Я абсолютно уверен, что наши спортсмены должны выступать на международных стартах», — высказался по этому поводу 14 декабря министр спорта Виталий Мутко.
«Люди подневольные»
The New Times поговорил со спортсменами, которые ждут решения IAAF и продолжают готовиться к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро. Многие просили не называть имен, так как они боятся ответных мер со стороны Федерации и тренеров. Многие отказались от комментариев. «Не буду ничего комментировать. Мне не кажется это интересным или важным», — заявила NT Наталья Антюх, олимпийская чемпионка в беге на 400 метров с барьерами. «Для меня большой спорт — просто соревнования, возможность для самореализации. Поэтому для меня недопустим допинг, — говорит победитель и призер международных соревнований в спринте. — Да, сейчас это уже часть спорта, к сожалению. Но не для меня. Ребята уже привыкли к допинговым скандалам, все знают, что допинг есть в спорте, обсуждают это. У каждого свое мнение, конечно. Последний скандал — перекрывает все остальные. Но я считаю, немногие из этой ситуации сделают выводы. Виновных, само собой, нужно найти и наказать. Наказывать всю сборную — перебор. Меня, да и ребят, это, мягко говоря, удивляет».
«Я уже устал это обсуждать: туда-сюда гонять тему как жвачку. Мы продолжаем готовиться, — говорит Сергей Шубенков, бегун-барьерист, победитель международных соревнований. — Это моя работа. Я должен ее делать, вне зависимости от чего бы то ни было. Олимпиада летом — венец сезона. Надеемся, что все удачно разрешится, и мы попадем на отборочные. Я бы даже сказал, что уверен в том, что сборная пройдет. Этим занимаются серьезные люди сейчас, они над этим не просто так работают».
Для того чтобы легкоатлетов допустили к Рио нужно соблюсти все требования WADA, предупреждает Татьяна Лебедева из IAAF. «На это у нас есть полгода с момента публикации, то есть до 9 мая мы должны соблюсти все предписания антидопинговой службы», — говорит она. Предписаний довольно много, и не все они укладываются в российские реалии. Так, WADA рекомендует отстранить пожизненно всех замешанных в скандале тренеров. «Законы в России этого не предполагают. Любой тренер потом сможет обратиться в трудовую инспекцию, и его вернут на работу», — говорит Лебедева. Для того чтобы это ограничение сработало, нужно ввести уголовную ответственность за допинг, а это довольно длительный процесс, отмечает бывшая спортсменка. Тем не менее и министерство, и спортсмены готовы идти на уступки. Ведь летняя олимпиада для легкоатлетов — один из самых заметных и серьезных стартов четырех лет. И ради нее стоит отказаться от допинга и политической мишуры.
Фото: REUTERS