Владимир Путин впервые за много лет оказался в положении оправдывающегося

Пресс-конференция Владимира Путина – это ежегодный ритуал и оценивать его надо не столько в разрезе отдельных цитат и моментов, а как цельный процесс. Общее впечатление: Путин уже не тот, не гарцующий на белом коне победитель, который мечет громы и молнии, нападает и очаровывает, и не добродушный волшебник, который с шутками и прибаутками обещает людям исполнение желаний и скорое счастье. В конце 2015 года Путин впервые за много лет оказался в ситуации оправдывающегося. За Ротенберга, за Чайку, за Турчака, за экономические трудности, за неизбежный подъем пенсионного возраста, за Сирию и Украину, за дочь, за зарплаты руководства госкомпаний, за космодром «Восточный»... Непривычная роль – доказывать, что все идет по плану, что все так, как и должно быть. Раньше-то было проще, раньше было чем похвастаться. В прошлом году, например, был целый Крым, который чудесным образом стал вдруг «наш». И это не говоря о забытом чуде Олимпиады в Сочи. 

В этом году никаких побед нет. Украина никуда не делась, в отличие от Новороссии, о которой вообще и упоминать перестали, а проблема Донбасса, по сути, свелась к поиску возможности как-то уйти от обсуждения этой проблемы. Крым тоже никуда не делся, но о нем особо нечего сказать, кроме того, что с ним очень много проблем – поэтому о нем ничего и не говорится. Впервые за много лет пресс-конференция Путина хотя бы имеет вид серьезного и делового разговора о проблемах, а не развлекательного шоу. Меньше стало ритуальных вопросов, юмора в стиле «Поля чудес» и прочего в том же духе. Но содержательно изменилось немногое: вопреки очевидным фактам, Путин рассказывает о росте реальных доходов и перспективах экономики, привычно уклоняясь от неприятных разговоров. 

Не уверен, что Путин сам себе показался менее зажигательным, чем обычно. В конце концов, разве он в чем-то виноват? Вся его речь – это бесконечное сваливание вины за все на всех вокруг и это, очевидно, и есть его внутреннее понимание ситуации. Непреодолимые внешние обстоятельства, коварные враги и их глупые марионетки, нелепые случайности, непонимание и царящая в мире несправедливость – все это мешает Путину реализовать свои планы, так при чем же тут он? Смысл и этого, и всех последних выступлений Путина – надо подождать, и все наладится. А еще надо верить, что все идет по плану, и даже если жить становится хуже, а платить приходится больше, – то и это надо принимать с благодарностью. Потому что так надо и ничего не поделаешь. 

Знаете, а ведь все это было. Путин, не по содержанию, а по форме, начинает напоминать позднего Горбачева: долгие выступления на тему того, как все неплохо, хоть и очень плохо, и как будет хорошо, когда станет хорошо, и еще про то, что «нам тут некоторые подбрасывают». Ну и лошадиные дозы внешней политики, которая явно увлекает оратора гораздо сильнее. В любом случае, Путин уже не тот и мы наблюдаем конец его личной прекрасной эпохи.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.