Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Реплики

#Только на сайте

#Протест

Протест в перспективе

13.12.2015 | Давыдов Иван | №42 (390) 12.12.15

Протест дальнобойщиков

Люди — вот наша вторая нефть», — заметил глава администрации президента Сергей Иванов в те еще времена, когда первая нефть стоила столько, что казалось — проблем с деньгами у государства не будет никогда. Но сегодня первая нефть — в районе $40 за баррель. А государству нужны деньги — на войну, на освещение сакральных территорий, на не отнятый пока чемпионат мира по футболу. И не в последнюю очередь на поддержание привычного уровня доходов для уважаемых людей, которые давно уже думают, что они и есть государство. Кстати, не совсем безосновательно думают.

Самое время вспомнить про вторую нефть. Про людей. И начать забирать у них деньги, раз первая нефть подвела.

Случай с протестами дальнобойщиков исключителен именно потому, что государство здесь обнаружило вдруг: даже самые лояльные, пропитанные пропагандой, готовые по доброй воле писать на своих тяжелых машинах «Обама чмо» люди совсем не готовы просто так расставаться с деньгами. Самые лояльные молниеносно становятся политически подкованными, узнают откуда-то фамилию «Ротенберг» и даже готовы гадать — что именно олигарх сказал президенту, чтобы обеспечить подрастающего сына приличной рентой за их счет. И с журналистами своими совсем не верноподданническими догадками готовы делиться.

При этом дальнобойщики не готовы собственный протест признать политическим. И к поддержке со стороны оппозиционных политиков относятся с ревнивой осторожностью. И это — предмет для серьезного спора: может ли в современной России существовать социальный протест в чистом виде? И перестанет ли политическая проблема быть политической, если ее таковой не называть?

Но еще случай дальнобойщиков — в некотором роде модельный. Именно потому, что власть никуда уходить и даже меняться не собирается, а деньги ей нужны, и взять их можно только у населения, — новые протесты практически неизбежны. И уже сейчас, наблюдая за тем, как дальнобойщиков запугивают, подкупают, пытаются расколоть на конфликтующие между собой группы, можно предполагать, что будет происходить в новом году с новыми протестами и новыми протестующими.

Эксперты, даже провластные, подтверждают: протесты будут, в зоне риска — едва ли не все социальные группы, от пенсионеров и бюджетников, до бизнесменов и остатков среднего класса. В карман могут (и постараются) залезть к любому. Но перспективы успеха протестов — и опыт дальнобойщиков это тоже доказывает — весьма сомнительны. Слишком уж малую готовность к самоорганизации, слишком слабую способность за собственными локальными проблемами увидеть проблемы общие демонстрируют граждане России. Для одних в этом — повод ко многим печалям, а для других — надежда на сохранение статус-кво. То есть — на продолжение добычи денег из второй нефти.


Фото: Кристина Кормилицына/Коммерсантъ



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.