Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Премьера

#Только на сайте

#Опера

#Путин

#МБХ

Золотой дождь и нефтяная бочка

29.11.2015 | Марчич Ольга, Вена | №40 (388) 28.11.15

В Вене прошли премьерные показы оперы «Ходорковский» — музыкального отражения эпохального конфликта между властью и большим бизнесом


Сцена из спектакля: крайний слева — Клеменс Кёльбл в роли Ходорковского. В центре — Александр Майр в роли Путина, Вена, 20 ноября 2015 года

Сцена из спектакля: крайний слева — Клеменс Кёльбл в роли Ходорковского. В центре — Александр Майр в роли Путина, Вена, 20 ноября 2015 года

Этот необычный спектакль, соединяющий в себе драму, юмор, музыку и вокал, — одновременно серьезный и трагикомический рассказ о человеке, судьба которого попала в заголовки СМИ по всему миру. Главный герой — Михаил Ходорковский (Клеменс Кёльбл), молодой рыцарь удачи, который после краха СССР заработал капитал в банковском и нефтяном бизнесе, а потом попал в тюрьму из-за того, что его представление о путях развития России разошлось с планами и представлениями власти. Место и время действия — Россия с конца 1980-х и вплоть до освобождения МБХ из тюрьмы.

«Свобода!» — «Безопасность!»

В спектакле присутствуют знакомые нам персонажи — Пичугин, Невзлин, Абрамович, Сечин. В увертюре два хора противостоят друг другу: «Свобода!», — скандируют одни, «Безопасность!» — призывают другие. Безопасность — девиз отставного офицера КГБ Владимира Путина (Александр Майр). И если главный герой хочет сделать из России «самую большую бизнес-корпорацию» в мире, то другой намерен перетащить в новое время идею Советского Союза. Из этой борьбы за власть двух честолюбивых мужчин Путин выйдет победителем.

Есть в спектакле и классические «маленькие люди» — молодая семейная пара, Наташа и Иван, чья неустроенная жизнь с надеждами на лучшее в перестроечные годы идет контрапунктом к успешной поначалу судьбе главного героя. И если не все зрители с ходу разбираются, кто из троицы персонажей (Ходорковский, Невзлин, Абрамович) кого «подставил», и понимают лишь, что Абрамович вовремя сообразил, как ему не оказаться жертвой, то судьба молодых героев занимает всех, заставляя сопереживать. Ну и смеяться — когда в одной из финальных сцен Наташа после ареста Ивана берет фотографию Путина и разговаривает с ней: «В качестве наказания будешь стоять здесь и на все смотреть». После чего разрывает на себе блузку, падает на диван и горько плачет…

Ельцин и фортуна

Историю МБХ в качестве повода для спектакля выбрала австрийский драматург и режиссер Кристина Торн-
квист, руководитель венского оперного театра «Сирена». «Я начала читать тексты о Ходорковском, о процессе над ним, потом книги и письма, которые он написал сам, — рассказывает Кристина Торнквист NT. — Таких людей редко встретишь в современном мире, в большинстве своем мы не привыкли учиться на своих ошибках… Я была почти уверена, что он не выйдет живым из тюрьмы, иначе я бы не начала думать о постановке». По словам Торнквист, сценарий c открытой концовкой был закончен в 2013-м, но в конце того же года МБХ неожиданно помиловали: «Поэтому я бы даже хотела извиниться перед ним, ведь в какой-то мере я без спроса вторглась в его личное пространство».

Госпожа Фортуна в золотом платье переходит от одного персонажа к другому, но прогибается только перед Сечиным

Музыку для спектакля заказали греческому композитору Периклису Лиакакису. Он же дирижировал всеми ноябрьскими показами в Вене. Оркестр расположен в затемнении глубины зала и освещен темно-красным светом — от этого сдержанная, напряженная музыка создает еще более призрачный и угрожающий музыкальный фон. «По мере выстраивания партитуры, — поясняет Лиакакис в разговоре с NT, — я все глубже видел параллели между данной историей в России и актуальной ситуацией на моей родине, в Греции. Я думаю, схожие ситуации между властью, деньгами и государством возможны во многих странах мира».

Сюжет оперы воплощен в жизнь в зале с железными колоннами, который по стилю напоминает старый индустриальный ангар с отголосками эпохи классицизма. Это импозантное здание в центре Вены в народе зовется «депо Земпера» (Semperdepot) — по имени Готфрида Земпера, одного из архитекторов, его строивших, и является бывшим хранилищем сценических декораций кайзеровских театров. Прекрасный фон для драматического и одновременно комического действия: Борис Ельцин появляется на сцене в виде деревянной матрешки с бокалом вина в руке. Путин в исполнении Александра Майра ведет себя достаточно дерзко, а высокий тембр его голоса периодически срывается в фальцет. Во всех сценах появляется Госпожа Фортуна (Бербель Шрилау) в золотом платье, она переходит от одного персонажа к другому, в том числе и к Ходорковскому, но прогибается только перед одним персонажем — Игорем Сечиным (Стивен Шешарег), после чего весь капитал в виде золотого дождя из нефтяной бочки ЮКОСа исчезает в недрах этой самой бочки, и его уже никто не видит…


Фото: armin bardel



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.