#Культура

#Политика

Пианист Андрей Коробейников переворачивает представления о музыкальном искусстве

10.09.2007 | Дусаев Олег | № 31 от 10 сентября 2007 года

14 сентября в Большом зале Московской консерватории состоится концерт одного из самых ярких молодых музыкантов, лауреата международных конкурсов Андрея Коробейникова. С его именем связан громкий конфликт последнего конкурса имени П.И. Чайковского.
Успех пианиста у публики и неоднозначное восприятие его игры в профессиональных кругах говорят о том, что в музыкальном искусстве, возможно, происходят перемены.

К началу нового века сформировалась новая генерация исполнителей, которые поставили «рацио» во главу угла. Великий музыкант Генрих Нейгауз писал еще в шестидесятых годах прошлого столетия: «Интеллект, конструктивные силы ума сейчас порой ценятся выше, чем сила непосредственного чувства». Нейгауз предвидел надвигающуюся на музыкальное искусство беду: эмоции артистов стали подменяться деловитостью и расчетливостью.

Конечно, не все определяет время, есть факторы, которые влияют на артистов гораздо серьезнее. Среди них важное место занимают музыкальные конкурсы — единственная сейчас система, позволяющая молодому таланту заявить о себе. Есть сторонники артистических ристалищ, считающие, что музыканту просто необходим конкурсный тренаж. Им противостоит армия ярых противников соревнований, которые полагают, что сама идея конкурса противоречит духу музыкального искусства. Артистам, выступающим на соревнованиях, приходится искать золотую середину — разнообразный репертуар, стабильность и качество игры, беглость пальцев и… аккуратное выражение эмоций.

Словом, именно благодаря конкурсам к настоящему моменту мир получил «универсального артиста», подобного, по замечательному выражению великого пианиста Артура Шнабеля, «выструганной палке, не приносящей ни свежих побегов, ни цветов». Такие рациональные артисты с крепкими, как сталь, нервами собирают ряд первых премий на престижных конкурсах и успешно двигаются вперед по карьерной лестнице. Типичный пример — Денис Мацуев. Музыкантам иного склада тоже приходится принимать участие в соревнованиях. Вполне естественно, что их не всегда ожидает успех на этом поприще.

The New Times подробно писал о проблемах недавно прошедшего конкурса имени П.И. Чайковского — самого крупного в нашей стране музыкального состязания (см. № 20 от 25 июня и № 22 от 9 июля 2007 года). Именно тогда в финал по решению жюри не прошел самый яркий участник Андрей Коробейников.

Этот пианист во всех отношениях человек незаурядный. Ему 21 год, но он уже успел окончить Московскую консерваторию, Европейский университет права, аспирантуру МГУ, стать пожизненным членом Международной академии наук Сан-Марино, а также выучить язык эсперанто. В свободное время он играет на саксофоне, пишет стихи, слушает Виктора Цоя и болеет за любимую футбольную команду «Спартак». Из многообразия его талантов стоит выделить все же игру на рояле. Здесь Коробейников стоит особняком в ряду даже весьма талантливых пианистов. Опытный меломан всегда обнаружит в игре музыканта отблески его жизненных увлечений. В игре Коробейникова нет заштампованности, что, кстати, так раздражает некоторых именитых музыкантов, любящих штампы. Андрей не трафаретный исполнитель: часто трудно предугадать, какую именно трактовку того или иного произведения предложит молодой музыкант. От него всегда можно ожидать импровизационности.

Многие слушатели с восторгом вспоминали вдохновенное исполнение артистом Экспромта Шуберта на конкурсе Чайковского. Вот что он писал после исполнения: «Игралось почему-то вообще свободно. Душа, что ли, была свободна. Творилось. Может быть, чувствовал, что на прощанье. Особенно Шуберт: этот Экспромт — особенный для меня. Очень дорогой мне человек хотел услышать его на своих похоронах. Неподвижная, как океан и капля одновременно, тихая исповедь, прощание, вопросы и ответы. По-моему, получилось: самому было светло и горько. Я предполагал, что люди, которые не знают этого произведения близко, не знакомы с ним кровно, — им будет нелегко поверить мне и окунуться в эту безмолвную печаль и бездонный свет». Андрей Коробейников оказался прав: его проникновенная исповедь не была оценена мэтрами музыкального искусства. Выиграли конкурс крепкие пианисты, но без ярких, запоминающихся дарований.

В чеховской «Чайке» доктор Дорн говорит: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Эти слова можно отнести и к нынешним пианистам. Хороших средних пианистов действительно стало много. Все они умеют чисто, быстро и «в стиле» играть. Однако в момент встречи с искусством Андрея Коробейникова слушатель получает нечто иное: не «универсального» пианиста-виртуоза, а музыканта высокой духовной культуры.

Андрею Коробейникову неудача на конкурсе Чайковского скорее поможет, чем навредит. Подобный случай уже был в конкурсной практике с пианистом Иво Погореличем. Не поддержанный жюри на конкурсе имени Шопена в Варшаве, Погорелич, тем не менее, завоевал любовь публики и на долгие годы стал кумиром меломанов. Без сомнения, подобное наверняка произойдет и с Андреем Коробейниковым. Для него еще только открывается следующая интересная страница творческой жизни, в которой будет и успех, и любовь публики. Только здесь важно, как говорила Марина Цветаева, уже не успех, а успеть.

Андрей Коробейников родился 10 июля 1986 года в городе Долгопрудный Мос- ковской области. Начал иг- рать на фортепиано с 5 лет. Уже с 7 лет стал побеждать на различных конкурсах.
01994 — I премия на III Межрегиональном кон- курсе юных исполнителей имени П.И. Чайковского (Химки, Россия);
01995 — I премия на II Все- российском конкурсе юных пианистов имени К.Н. Игум- нова (Липецк, Россия);
01996 — III премия на I фестивале «Джаз у Долгих Прудов» в составе ансамбля «ЦДТ-квинтет» (Долгопруд- ный, Россия);
01998 — I премия на Мос- ковском областном конкур- се пианистов, посвященном 125-летию со дня рождения С.В. Рахманинова (Долго- прудный, Россия);
01998 — I премия на XXVII Международном кон- курсе юных пианистов (Се- нигаллия, Италия); 1999 — I премия на III Всероссийском конкурсе юных музыкантов «Моло- дые таланты России» (Моск- ва, Россия);
01999 — II премия на III Всероссийском конкурсе юных пианистов имени К.Н. Игумнова (Липецк, Россия);
02000 — II премия на XIX Международном соль- ном конкурсе юных пианис- тов имени И. Шьонти (Кинг- свилль, США);
02000 — I премия на XIX Международном юно- шеском конкурсе исполни- телей концертов среди пиа- нистов (Кингсвилль, США);
02001 — I премия на III Международном конкур- се пианистов и камерных ансамблей имени М.В. Юдиной (Санкт-Петер- бург, Россия);
02001 — Приз публики на XI Международном конкурсе для пианистов с оркестром (Канту, Италия);
02002 — III премия на IV Международном конкур- се юных пианистов «Ступень к мастерству» (Санкт-Петер- бург, Россия);
02002 — специальный приз на II Международном кон- курсе юных музыкантов (Эн- скеде, Нидерланды);
02003 — победитель кон- курса фортепианного фа- культета Московской госу- дарственной консерватории им. П.И. Чайковского (Моск- ва, Россия);
02004 — I премия на III Международном конкур- се пианистов им. А.Н. Скря- бина (Москва, Россия);
02005 — II премия и Приз публики на II Международ- ном конкурсе пианистов им. С.В. Рахманинова (Лос-Анд- желес, США).


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.