#Только на сайте

#Забастовка

Двенадцатитонный оброк

12.11.2015 | Антон Баев | №37 (385) 08.11.15

Дальнобойщики по всей России провели акцию против платы за проезд грузовиков по федеральным трассам.
The New Times пообщался с бастующими водителями и экспертами, чтобы понять, что за «оброк» вводит правительство и как это скажется на простых покупателях

Дальнобойщики бастуют


Трасса М4 (Дон), Московская область


Акция протеста, организованная и профсоюзами дальнобойщиков, и просто инициативными водителями, прошла по всей России. В Томской области, например, участие в ней приняли около 30 большегрузных автомобилей. Они выехали из Томска и двигались по крайней правой полосе с минимальной скоростью. По заявлению местного ГИБДД, бастующие «создавали значительные помехи движению».


Более внушительная акция прошла под Новосибирском: около 300 грузовиков выстроились на обочине трассы Р-254 и включили аварийные огни. Колонна протестующих вытянулась на километр.

Акции прошли также в Белгородской области (трасса «Москва-Крым»), Ростовской области (трасса «Дон»), в Алтайском крае (трасса «Барнаул-Бийск»). Обозначить точное количество участников не могут даже сами организаторы. «Собралось очень много людей, многие сами организовывались на местах», — рассказал NT Валерий Войтко, председатель союза «Дальнобойщик». Он говорит, что акция прошла «на пять с плюсом». «Многие после этого воспрянули духом, хотя накануне все было не так весело», — говорит Войко.


Вопрос цены


Водители большегрузов вышли на акцию из-за постановления правительства, принятого 3 ноября. Документ ввел оплату за проезд по федеральным трассам для тяжелых (свыше 12 тонн) грузовых машин. С 15 ноября по 29 февраля 2016 года размер оплаты составит 1,53 рубля на один километр пути. После 1 апреля 2016 года 3,06 рубля. Действовать постановление будет до 31 декабря 2018 года включительно.

Минэкономразвития, впрочем, предлагало другие тарифы — 0,97 рублей за км пути. Такая разница связана с тем, что средний пробег большегрузов по федеральным трассам России Минтранс почему-то занизил. Так, по расчетам директора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, которые он провел «с опорой на данные перевозчиков», ежегодный пробег автомашин этого типа в среднем составляет 60 тыс. км вместо заявленных Минтрансом 8,5 тыс. «Таким образом, если предположить, что средний ежегодный пробег указанных транспортных средств составляет 60 тыс. км, то плата в счет возмещения вреда будет составлять 0,97 руб.», — указывал директор департамента. Тем не менее, правительство взяло в расчет формулу, предложенную Минтрансом.


Кто обеспечит сбор


Согласно плану, обеспечивать сбор оплаты будет компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» с помощью собственной разработки — системы «Платон». Система устроена так: с помощью объединенного дата-центра «Платон» будет контролировать все перевозки свыше 12 тонн. Способов фиксации маршрута два.

Первый  это специальный сервис на сайте системы. С его помощью водители могут выложить дорожную карту и заранее ее оплатить. Контролировать передвижение машин будут стационарные рамки и специальные патрули.

Второй способ — это бортовые компьютеры с датчиком ГЛОНАСС. Их могут бесплатно получить компания или владелец машины в офисе «Платона».

На бумаге все выглядит гладко, но до сих пор терминалы оплаты на федеральных трассах не установлены, а сама система не протестирована. По словам Валерия Войтко, «никто этих терминалов и в глаза не видел».

«К концу октября фирма должна была установить 471 рамку по всей стране — а мы насчитали только пару десятков в Подмосковье», — рассказывает Войтко. По словам председателя союза «Дальнобойщик» компания собрала только 200 тыс. бортовых устройств, вместо необходимых 2 млн.

В самой компании этого не отрицают. «Первая партия бортовых устройств в размере 200 тыс. единиц полностью покрывает запросы со стороны грузоперевозчиков»,  парирует Олег Кириллов, ведущий специалист департамента по внешним коммуникациям «РТ-Инвест Транспортные Системы». Он говорит, что компания начала выдавать бортовые устройства в начале ноября в Москве. И на данный момент количество девайсов соответствует запросу. То же касается и рамок.

«Мы предоставили в полном объеме мобильные средства контроля  100 автомобилей, оснащенных лазерами и средствами видеофиксации. Сеть стационарных систем будет постепенно расширяться и в течение 18 месяцев дорастет до полутысячи рамок»,  поясняет Кириллов. Поэтому сайт фирмы гордо сообщает, что «система работает и полностью готова к запуску».

Несмотря на готовность к работе, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» только недавно начала регистрацию грузоперевозчиков и открыла офисы по всей стране. По задумке, до 15 ноября 2015 года компания должна была зарегистрировать большую часть грузоперевозчиков и выдать им специальные бортовые устройства. Пока же зарегистрированы около 365 тыс. автомобилей. «Это те, кто своевременно подал заявки и работал в спокойном режиме», — объясняет Кириллов.

Под действие закона в России попадает около 1,8 млн автомашин массой свыше 12 тонн. К этому стоит прибавить и 400 тыс. фур, которые осуществляют транспортные перевозки на территории России, но принадлежат зарубежным компаниям. Около 15% этих машин принадлежат частным лицам, которых в офисах компании начали принимать только 14 октября.


Дорожные проблемы


Само собой, влияние грузовых автомашин на полотно есть и оно разрушительно, считает Юрий Васильев, профессор кафедры дорожных материалов Московского автодорожного института (МАДИ). Тем не менее, по мнению профессора, введение сборов с 12-тонного транспорта приведет к ухудшению ситуации. «Вместо тяжелых машин будут следовать недогрузы. Конечно, это уменьшит влияние отдельной машины на полотно, но рейсов будет больше», — объяснял NT профессор.

С ним согласен и Константин Могильный, генеральный директор ФГУП «Российские дорожные НИИ». «Влияние большегрузов на дорожное полотно доказано различными исследованиями в России и за рубежом, однако вариантов работы с этой проблемой множество», — рассказывает эксперт.

Могильный ссылается на опыт северных штатов США, где используется довольно жесткая система фиксирования осевой нагрузки — измерение давления груза на каждую отдельную ось машины. «Если вы увидите на дороге знак — «осевая нагрузка в 6 тонн», а у вас в это время 10 тонн на ось, то вам придется разгружаться и только тогда вас пропустят дальше», — объясняет решение Могильный.

Другой спорный вопрос предложенного правительством решения, считает собеседник журнала, — несоизмеримость сбора и затрат на возведение новых дорог. «Этих 50 млрд. в год явно не хватит на то, чтобы восстановить поврежденное полотно. Конечно, были расчеты, работали разные эксперты. Но заявленных сумм будет недостаточно», - уверен он.


Национальная игра


Обложение налогом транспортных перевозок естественно скажется на цене товаров, считают дальнобойщики. «Это не только наша проблема, но и всей страны. Когда из Казахстана пойдут дешевые товары, что мы будем делать?», возмущается Валерий Войтко. С ними согласны и эксперты.

«Все налоги войдут в цену товара, это само собой», — считает Сергей Валентей, научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. По его словам, повышение цен произойдет во всех регионах. «Конечно, есть транспортные железнодорожные узлы, куда товары доставляют поездами. Однако многие регионы зависят от поставок фурами», — отмечает он.

По мнению эксперта, часть ущерба может быть ограничена санкциями, которые останавливают приток товаров из дальнего зарубежья. «Однако эта национальная игра — введение новых налогов — скажется на всех конечных потребителях», — подводит итог Валентей.

Какие регионы пострадают в первую очередь? «Во-первых, это регионы с самым низким уровнем жизни. Там продуктовая корзина составляет больший процент от затрат», — прогнозирует Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем. Речь идет об Архангельской, Новгородской, Брянской областях. Кроме этого пострадают области, где дальнобойный транспорт выполняет основную функцию доставки товаров. «Это южные регионы Дальнего Востока — Магаданская область, Хабаровский край», — отмечает Журавлев.


Под вопросом также и северокавказские республики. С одной стороны, считает эксперт, многие живут там собственным урожаем и не закупают продовольственные товары, с другой — в крупных городах регионов цены неизбежно пойдут вверх. Не пострадают, по его словам, регионы, в которых основным транспортом является самолет — Якутия, Чукотский автономный округ.

Несмотря на то, что тарификация сборов не изменилась, дальнобойщики довольны акцией. «Мы собрались и показали, что можем что-то», — делится впечатлениями Валерий Войтко. Правительство в ответ на забастовку сдвинуло сроки действия постановления — теперь сбор «двенадцатитонного оброка» начнется позже, 1 мая 2016 года.

«Если к этому времени система снова не будет готова, мы опять выйдем на дороги», — предупреждает Войтко. О том, чтобы отменить сбор, речи уже не идет.


Фото: Пётр Кассин / КоммерсантЪ



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.