#Геополитика

#Только на сайте

Наследие Мухаммеда и Мао

02.11.2015 | Борис Фаликов, доцент Центра изучения религий РГГУ | №35-36 (384) 25.10.15

Почему Исламское государство* не победить при помощи бомб

igil-490.jpg

Паспорт ИГ* — как формализация государственности. Фото shutterstock.com

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)* находится сегодня в центре мирового внимания. Его военные и политические успехи, затмившие «достижения» Аль-Каиды, приводят нас в недоумение. Как и почему посреди современного Ближнего Востока возрождается средневековый халифат? Анализ политических, экономических и социологических причин не дает убедительного ответа. Между тем, когда разговор заходит об идеологии ИГИЛ*, мы ограничиваемся штампами вроде «радикальный исламизм», «исламский экстремизм», «джихадизм», что не позволяет увидеть безусловную новизну этой идеологии. Дело в том, что учение ИГИЛ* опирается не только на исламские источники, но и на левацкую теорию и практику революционной борьбы и государственного строительства. Наследие Мао, Пол Пота и Че Гевары парадоксальным образом уживается в нем с наследием салафизма. И это является причиной успеха Исламского государства*, причем не только на Ближнем Востоке. Недаром оно, как магнит, притягивает к себе джихадистов со всего мира. Россия не исключение.

Пуритане Востока

Салафизм зародился в середине IX века внутри суннизма, получил развитие в средние века и этимологически связан с термином «салаф» (в переводе с арабского — предки). Под «предками» понимаются первые три поколения мусульман, включая Мухаммеда, которые практиковали «истинный ислам». Пафос салафизма сводится к тому, чтобы восстановить такой ислам, очистить его от наслоений. Этим они напоминают английских пуритан, которые также рьяно боролись за возрождение библейской веры. Подобно пуританам, салафиты прибегали для этого как к воинственным, так и к мирным, молитвенным методам. При этом радикалы и мистики нередко враждовали друг с другом. Эта вражда сохраняется и по сей день. Салафитские имамы не скупятся на фетвы против ИГИЛ*, теологи которого (и прежде всего новоявленный халиф Абу Бакр аль-Багдади, с отличием защитивший в 2007 году докторскую диссертацию в багдадском Университете исламских исследований) подчеркивают свои салафитские корни как раз в самом воинственном их изводе. Отсюда их крайне агрессивное отношение к шиитам, которые почитают могилы святых, подменяя «истинный монотеизм» идолопоклонством. Просто разрушать «еретические» святилища недостаточно — надо убивать и тех, кто в них молится. Отсюда же невероятная жестокость ко всем, кто нарушает шариат. Закон следует возродить в его первозданной чистоте, включая такие меры, как отрубание голов и рук и побивание камнями. Все должно быть, как во времена пророка, наставляет халиф Абу Бакр аль-Багдади. И его верные адепты с усердием воплощают наставления в жизнь.

Закон следует возродить в его первозданной чистоте, включая такие меры, как отрубание голов и рук и побивание камнями. Все должно быть, как во времена пророка, наставляет халиф Абу Бакр аль-Багдади. И его верные адепты с усердием воплощают наставления в жизнь.

east-490.jpg

Карта Ближнего Востока. Фото shutterstock.com

Добро пожаловать в Дабик

Важнейшей чертой учения ИГИЛ* является напряженный апокалиптизм, также восходящий к раннему исламу. Журнал движения, издающийся на английском языке (!), называется «Дабик». Дабик — это небольшой сирийский городок, но дело в том, что с ним связано апокалиптическое пророчество Мухаммеда в одном из хадисов. Говорится там следующее: последняя битва между римлянами и мусульманами произойдет именно в Дабике. Победят, естественно, силы добра, мир в своем нынешнем виде перестанет существовать. Затем Махди (мессия) построит потустороннее царство добра и справедливости, посюстороннюю предтечу которого в виде халифата и начал возводить ИГИЛ*. Есть версия, что провозглашенный халиф и является Махди, но тайное станет явным лишь тогда, когда придет срок.

Понятное дело, что римлян нынче днем с огнем не сыщешь, но игиловцы отождествляют их с крестоносцами, а там уже один шаг до американцев и вообще Запада. Становится ясно, почему журнал издается на английском языке: кроме мусульман из самых разных стран, он адресован и врагу. По опросу PEW Research Center (исследовательская организация в США. — NT) от 2012 года, пришествия Махди ждут 40 процентов мусульман по всему миру — более того, они верят, что он придет еще при их жизни. Подогреть эти настроения и входит в задачи ИГИЛ*, которое таким образом легитимизирует в глазах верующих свое существование и повышает собственную популярность. Но конца света можно ждать еще долго — поэтому его надо форсировать, заманивая римлян-крестоносцев-американцев в Сирию и конкретно в Дабик. Чем быстрее заманим, тем быстрее произойдет апокалиптическая битва, а там и переход мира в иное состояние. Поэтому и казни западных заложников стали записывать на камеру в Дабике, как бы приглашая «крестоносцев» отомстить за единоверцев.

Конца света можно ждать еще долго — поэтому его надо форсировать, заманивая римлян-крестоносцев-американцев в Сирию и конкретно в Дабик. Чем быстрее заманим, тем быстрее произойдет апокалиптическая битва, а там и переход мира в иное состояние.

ИГИЛ* по-японски

Форсирование конца света — вещь не новая в истории религии. В 1995 году лидер апокалиптического японского культа Аум Синрике Сёко Асахара забеспокоился, что конец света, приход которого он предсказал, никак не наступает. И поэтому надо его подтолкнуть. Сказано — сделано. Адепты гуру распыляют зарин в токийском метро в утренние часы пик, когда там бешеная давка, причем на станциях, где сконцентрировано большинство госучреждений. И это не случайно. Сёко Асахара хорошо подготовился к концу света. Его организация по своей структуре четко дублировала правительство, включая даже министерство здравоохранения (его сотрудники, кстати и изготовили зарин), чтобы в тот момент, когда мир закончит свое наличное существование и государство рухнет, теневое правительство Асахары спокойно могло бы взять штурвал в свои руки и повести оставшихся в живых прямиком в рай на Земле. Напомним, что ИГИЛ* создает на захваченных территориях систему управления четко в соответствии с законом шариата — она сможет пригодиться в потустороннем будущем.

aum-senrike.jpg

Синрике Сёко Асахара. Фото unrel.org

Гибрид ислама с маоизмом

Призывая вернуться в исламское прошлое, ИГИЛ* вовсе не брезгует современностью. Оно успешно использует новейшие интернет-технологии, обгоняя в этом отношении не только других исламистов, но и опережая многие западные наработки (по слухам, это направление возглавляет выпускник MIT — Массачусетского технологического института). Исламское государство* обязано своими победами не только фанатизму и жестокости, но и знакомству с самыми современными методами ведения войны. Наконец - и это самое интересное - оно ведет эту войну, опираясь на левацкую революционную идеологию. Например, в его военной стратегии четко прослеживается три фазы: первая — создать с помощью безграничного насилия «освобожденные» районы, вторая — начать управлять этими районами с помощью квази-государственных методов и добиться этим поддержки населения, которое к этому моменту устанет от насилия и будет мечтать об обретении безопасности любым путем, и третья – объединить эти районы в новое государство. Эти три фазы удивительным образом напоминают теорию революционной войны председателя Мао. Конечно, с исламской спецификой.

maoism-490.jpg

Идеи великого кормчего Мао, как оказалось, не канули в лету. Фото shutterstock.com


Легкой победы над ИГ* не будет. Более того, даже если этот дракон и будет убит, его зубы дадут богатый урожай и можно только гадать, кто и каким образом подхватит черное знамя исламской революции после того, как оно выпадет из рук нынешнего халифа.

Эффективные менеджеры

Американскому исследователю Стиву Нина посчастливилось найти труд, который объясняет это сходство. Он называется «Управление варварством» (The Management of Savagery) и появился в интернете в 2004 году. Автор скрывается под псевдонимом Абу Бакр Наджи. Нина предполагает, что он принадлежит к кругу исламистских идеологов, которые поспешили разработать новые эффективные методы военной и политической борьбы после разгрома Аль-Каиды в Афганистане. Абу Бакр Наджи декларирует, что исламистам вовсе не зазорно прибегать к западным методам. Он проводит различие между «универсальными законами» в политике и военных действиях и «божественными законами» и настаивает, что первые вполне могут применяться, если они в целом не противоречат законам шариата, причем их совершенно не надо обосновывать с точки зрения последних. Главное, чтобы они служили великой цели строительства исламского государства.

ИГИЛ* по-протестантски

Борьба с современностью при помощи современных методов отнюдь не является ноу-хау игиловцев. Пальма первенства принадлежит здесь протестантским фундаменталистам. Они не первый год пользуются новейшими достижениями цивилизации (от IТ до PR технологий), а в борьбе с оппонентами прибегают к тактике и стратегии леваков — например, к уличному насилию. Битва с ЛГБТ и современной культурой — тому наглядные примеры. И чем сильнее апокалиптические элементы в фундаменталистской среде, тем более радикальные методы используются. Например, подрывы абортариев в США религиозными противниками абортов (а у них очень сильны ожидания конца света) — это явная тактика городской герильи в духе какого-нибудь Че Гевары. Вот и такая апокалиптическая организация, как ИГИЛ*, заимствовала из секулярной сферы именно тактику и стратегию революционной войны, опираясь на наследие Мао, Пол Пота и Че Гевары.

Ирония ситуации в том, что мы с нетерпением ждем от ислама, когда он либерализуется и вступит на путь взаимодействия с секулярным обществом, а он на него уже вступил. Однако путь этот ведет вовсе не к либерализации, а к использованию методов революционной борьбы для достижения исламских целей. Добавим, что и идея глобального джихада — это парафраз глобализации, одной из главных секулярных идеологем. Да, мы вовсе не против глобализации, но под черными знаменами ислама, утверждают строители всемирного халифата.

Джихад на экспорт

arabic-state-490.jpg

Симбиоз традиций и современного пиара — одна из причин популярности ИГ*. Фото shutterstock.com

Это и объясняет причины популярности ИГИЛ* среди молодежи исламских диаспор Запада. «Управляемое варварство» так легко вовлекает в свою орбиту молодых мусульман, выросших на Западе и, казалось бы, утративших связь со своими корнями, потому что сочетает в себе левацкую идею революционного насаждения справедливости и исламский апокалиптизм. И теперь мы видим в интернете, как джихадисты в черном заносят ножи над несчастными заложниками, как над жертвенными животными, изъясняясь при этом на хорошем английском, который выдает обучение в приличном британском университете.

Борьба за справедливость по-исламски увлекает и нашу мусульманскую молодежь  особенно с Северного Кавказа. Их подстегивает уверенность в том, что истинный ислам отстаивает себя на полях сражений в Сирии и Ираке, тогда как российские имамы его предали, танцуя под дудку государства.

Зубы дракона

Если строительство халифата провалится, апокалиптика в нем начнет нарастать. Адепты Абу Бакра аль-Багдади могут объявить его Махди, как это случилось в 1979-м с Джухайманом аль-Утайби, попытавшимся захватить Заповедную мечеть в Мекке. В этом случае мотивы конца света начнут усиливаться, и битва между верными и неверными будет все больше осмысляться в потустороннем измерении. Включение этого последнего мобилизационного ресурса приведет к усилению кровопролития, число «живых бомб» и их жертв неизмеримо возрастет. Впрочем, всем нам давно ясно, что легкой победы над ИГ* не будет. Более того, даже если этот дракон и будет убит, его зубы дадут богатый урожай и можно только гадать, кто и каким образом подхватит черное знамя исламской революции после того, как оно выпадет из рук нынешнего халифа.


* ИГИЛ, или ИГ («Исламское государство») — террористическая группировка, запрещенная в РФ



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.