14 октября режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов отказались от участия в фестивале «Золотая Маска»

Свой демарш, предпринятый независимо друг от друга, режиссеры объяснили несогласием с только что объявленным составом экспертного совета «Золотой маски» сезона 2015–2016 – этот список, вызвавший удивление у многих, на этот раз формировался под беспрецедентным давлением Министерства культуры. Министерство вместе с Союзом театральных деятелей много лет считается одним из организаторов высшей театральной премии страны, но раньше столь грубого вмешательства в дела «Маски» оно себе не позволяло.

Серебренников и Богомолов – безусловные лидеры современного российского театра. Однако спектакли и того и другого, с завидным постоянством попадавшие в списки номинантов, редко получали награды. Единственную «Золотую маску» в своей жизни Кирилл Серебренников взял за студенческий спектакль «Отморозки» (Седьмая студия, 2012). Призами не были удостоены ни спектакли, поставленные Серебренниковым в МХТ, ни премьеры в «Гоголь-центре», который режиссер построил буквально с нуля. Ситуация с Константином Богомоловым еще более оскорбительна: на «Золотую маску» номинировались почти все его спектакли – от «Старшего сына» до «Карамазовых», и ни один не получил высшей награды. Лишь театральные критики в качестве извинения за коллег вручили в 2014 году Богомолову приз за «Идеального мужа» – мхатовский спектакль, о котором спорят до сих пор. Однако теперь чиновники от культуры хотят, манипулируя экспертным советом фестиваля, добиться того, чтобы подобные постановки в принципе не могли попасть даже в число номинантов.

С приходом новой культурной политики в лице министра Мединского и его строгих заместителей в прихожей «Маски» запахло онучами. В адрес руководства премии стали все отчетливее и визгливее раздаваться окрики: «Поощрение русофобии»! «Глумление над классикой»! «Оскорбление чувств верующих»!

Из всех щелей поползли доселе неизвестные критики-почвенники, возродившие позабытый жанр «рецензии-доноса». В новый экспертный совет торжественно внесли мадам Капитолину Кокшеневу, сотрудницу печально известного Института наследия им Д.С. Лихачева, который прославился своими «экспертными» заключениями в отношении спектаклей не только Богомолова и Серебренникова, но и худрука Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, и всемирно известного оперного режиссера Чернякова – все они получили клеймо «осквернителей классики». Услужливые и мало вменяемые завывания Кокшеновой на позорном судилище над новосибирским «Тангейзером» стали базой для обвинения авторов спектакля в надругательстве над святынями.

В профессиональном театральном сообществе тоже случился разлом: мракобесие и лицемерие против прогресса и свободы. Не стоит верить тем, кто начнет вам рассказывать о творческих спорах, о вечном противостоянии между консерваторами и авангардистами, – нет, речь идет не об эстетических разногласиях, а о противоборстве идеологий.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.