#Только на сайте

Самолет был сбит из установки «Бук», все погибли мгновенно — доклад Совета безопасности Нидерландов

13.10.2015 | Ирина Демченко, Лондон , Дарья Хлякина , Микела Яккарино



Малайзийский Боинг 777, выполнявший рейс по маршруту Амстердам-Куала-Лумпур, был сбит ракетой 9M38 зенитного комплекса «Бук», удар пришелся в переднюю левую часть самолета. Все, находившиеся на борту cамолета мгновенно погибли, либо потеряли сознание, говорится в докладе Совета по безопасности полетов Нидерландов (Dutch Safety Board — DSB), опубликованном 13 октября. Для определения точного места запуска ракеты DSB рекомендует провести дополнительную экспертизу.

Доклад сконцентрирован на технических деталях трагедии — в нем ничего не говорится о том, кто несет ответственность за пуск этой ракеты. Кто и в какой степени виноват в катастрофе — выявит криминальное расследование, которое ведет генпрокуратура Нидерландов. Его результаты, как ожидается, будут опубликованы в начале 2016 года.

Как это cлучилось

Боеголовка ракеты, выпущенной из установки БУК российского производства, взорвалась выше и левее кабины пилотов малайзийского Боинга, выполнявшего рейс MH17 17 июля 2014 года в 13 часов 20 минут 03 секунды по местному времени (15.20.03 по центральноевропейскому времени), когда он пролетал над территорией Восточной Украины, говорится в разделе «Выводы» доклада Совета по безопасности полетов Нидерландов (Dutch Safety Board). Самолет находился на высоте 33 тыс футов. (10 тыс. м).

Это была боеголовка 9N314M, которую несла ракета системы земля-воздух серии 9M38. Группа расследователей рассмотрела и проанализировала все остальные сценарии, которые могли бы привести к разрушению самолета, и в результате отвергла их как неубедительные.

Удар сразу убил троих членов экипажа, находившихся в кабине пилотов, и привел к разрушению самолета, который начал разваливаться в воздухе. Обломки самолета разлетелись на площади в 50 квадратных километров между населенными пунктами Петропавловка и Грабово на Украине. 298 человек, находившихся на борту, погибли.
boeing-490.jpg
Попутный вопрос

В докладе говорится, что ответственные за безопасность полетов «не в полной мере понимали опасность для гражданской авиации полетов над зоной вооруженного конфликта в Восточной Украине», а именно — то обстоятельство, что перед катастрофой самолета вооруженный конфликт перешел в воздух. «Украинские власти выступили с заявлением о том, что 14 и 16 июля были сбиты военные самолеты, и в этих заявлениях говорилось о системах вооружений, которые могли достигать высоты полета самолетов гражданской авиации, что было достаточным основанием для закрытия авиапространства над Восточной Украиной в качестве меры предосторожности», — говорится в докладе.
 
Последнее утешение

Родственники погибших были первыми ознакомлены с докладом 13 октября в Гааге. Каждый из них получил экземпляр доклада на руки. Чуть позже на авиабазе Гилзе-Рийен в провинции Северный Брабант, на юге Нидерландов, началась презентация доклада DSB, в ходе которой журналистам представили макет боинга, собранный из его осколков — в частности, кабина пилотов, на которой видны отверстия от шрапнели, и салон бизнес-класса. На сайте DSB опубликована также схема воздушного движения в корридоре, где был сбит Boeing: в непосредственной близости от лайнера были три других гражданских самолета.
 
Как передают британские СМИ, в докладе DSB говорится о том, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из ЗРК «Бук» российского производства. Доклад сконцентрирован на технических деталях трагедии — в нем ничего не говорится о том, кто несет ответственность за пуск этой ракеты. Кто и в какой степени виноват в катастрофе — выявит криминальное расследование, которое ведет генпрокуратура Нидерландов. Его результаты, как ожидается, будут опубликованы в начале 2016 года.

По словам родственников жертв, шрапнель от пущенной ракеты найдена в телах членов экипажа боинга. В частности, Барри Суини, чей сын Лиам погиб в результате этой катастрофы, подтвердил репортерам BBC, что первый удар пришелся на кабину пилотов, которая сразу отвалилась от остальной части «Боинга‑777». Все, находившиеся на борту в момент попадания осколков ракеты в кабину пилотов, потеряли сознание, и родственники, по их словам, «с большим облегчением узнали, что пассажиры, скорее всего, не почувствовали боли и не испытали страданий».

Родственникам также было продемонстрировано видео, моделировавшее падение самолета, а на самой авиабазе был реконструированный из сохранившихся частей «Boeing».



В день публикации доклада DSB российский концерн «Алмаз-Антей», специализирующийся на производстве вооружения ПВО, представил результаты собственного эксперимента по моделированию катастрофы малайзийского боинга. Эксперимент, как передает РБК, подтвердил ранее опубликованную версию «Алмаз-Антея» о том, что боинг был сбит ракетой 9М38М, которая снята с вооружения российских вооруженных сил в 2011 году. При этом ракета, как утверждают авторы расследования «Алмаз-Антей», была пущена в 3,5 км к югу от населенного пункта Зарощенское, который находился под контролем вооруженных сил Украины.

«Между тем по мнению Эллиота Хиггинса, главы международной группы экспертов-расследователей Bellingcat, выводы, содержащиеся в докладе «Алмаз-Антей» о том, что «Бук» был запущен с территории, подконтрольной ВС Украины, «смехотворны». В комментарии для NT Хиггинс обращает внимание на то, что район села Зарощенское уже посетили несколько групп журналистов, которые взяли интервью у местных жителей — никто из них не видел пуска ракеты отсюда 17 июля, а не заметить такое практически невозможно.

Единственным доказательством версии «Алмаз-Антея», по словам Хиггинса, остаются спутниковые снимки российского министерства обороны, достоверность которых уже была опровергнута. Как полагает Хиггинс, «пресс-конференция «Алмаз-Антея» была устроена для отвлечения внимания от голландского доклада, а не для представления неопровержимых фактов». Между тем доклад DSB, по мнению собеседника журнала, «четко объясняет что именно произошло: боинг был сбит ракетой, выпущенной с «Бука» с территории, контролируемой сепаратистами».

Авиалайнер Boeing‑777 компании Malaysia Airlines, совершавший рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области, в районе, который на тот момент контролировали донбасские сепаратисты. В результате катастрофы погибли 298 человек (из них 85 — дети), в том числе 196 граждан Нидерландов.

Прочитать доклад (русский вариант)


Read the
report




Mogerini.jpgФедерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности:

«Сегодняшний доклад Нидерландского совета по безопасности — важный шаг к тому, чтобы пролить свет на причины крушения рейса MH17. Те, кто потерял родных и близких, имеют право узнать обстоятельства, приведшие к трагедии 17 июля 2014 года. Совет Безопасности ООН определил проведение полного, тщательного и независимого международного расследования данного инцидента в качестве одной из ключевых задач. В докладе делается вывод, что самолёт, выполнявший рейс MH17, был сбит ракетой, выпущенной из комплекса «Бук». Другие версии однозначно исключаются. Помимо этого, в докладе определена 320-километровая зона в восточной Украине, откуда была выпущена ракета. Таким образом, доклад подводит черту под пятнадцатимесячными рассуждениями о ряде важных обстоятельств крушения самолёта.

Резолюция СБ ООН 2166 предусматривает, что лица, прямо или косвенно отвечающие за действия, приведшие к тому, что был сбит самолёт, выполнявший рейс MH17, должны быть привлечены к ответственности и предстать перед судом. С этой целью Объединённая следственная группа начала уголовное расследование. Государства, которые могут оказать содействие в проведении расследования и уголовном преследовании виновных, должны в полной мере сотрудничать с ведущимся уголовным расследованием.

Европейский cоюз вновь заявляет, что полностью поддерживает работу Объединённой следственной группы и предпринимаемые усилия по учреждению эффективного механизма уголовного преследования с тем, чтобы виновные в крушении рейса MH17 были установлены и привлечены к ответственности».



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.