#Наука

#Суд и тюрьма

Мысли можно читать, а память — стирать

26.02.2007 | Аствацатурян Марина | № 03 от 26 февраля 2007 года

Ничего не подозревающему мужчине, уютно расположившемуся у камина, полицейские предъявляют обвинение в намерении убить свою жену, поскольку детектив смог с помощью специальной технологии выявить это намерение. Эпизод из блокбастера «Особое мнение», как выясняется, не такое уж далекое будущее.

Член-корреспондент РАМН
Константин Анохин — Марине Аствацатурян

В начале февраля этого года была опубликована работа группы ученых из Института Макса Планка по изучению когнитивных способностей и головного мозга человека в Лейпциге, где с помощью известной технологии сканирования была с 70-процентной точностью показана возможность угадывания намерений человека. Насколько реальны эти достижения и как их можно применить?
Сегодня в научной литературе серьезно обсуждаются проекты по использованию этого метода — он называется «судебный нейроимиджинг» (forensic neuroimaging)1 — в криминалистике. И это прямое следствие фундаментальных исследований. Еще когда человек только собирается что-то сделать, мозг его показывает это (об активности мозга судят по приливу крови к тому или иному участку. — The New Times), а поскольку между намерением и действием есть приличная задержка, то, изучая активность мозга, можно говорить о его планах. Ясно, НАУКА что эти технологии найдут применение в судебной медицине. Так же в свое время — но не сразу после изобретения! — вошел в практику детектор лжи.

Когда это произойдет — лет через двадцать?
Я думаю, что это может случиться даже раньше. Но для этого потребуется решение двух важных вопросов: с одной стороны, совершенствование и удешевление методов функционального нейроимиджинга, позволяющего увидеть активность мозга человека во время его поведения и мышления, а с другой — решение ряда этических проблем, связанных с «заглядыванием» приборов в сокровенный внутренний мир человека. Обе проблемы весьма сложны, и сегодня по ним ведутся очень серьезные дискуссии. Однако опыт развития науки показывает, что когда возникают новые технические возможности, то они, как правило, рано или поздно реализуются на практике.

А как можно с помощью томографа отличить преступное намерение от вполне невинного желания?
Мысли читать никто не сможет. Вначале речь идет о совершенных «детекторах лжи», способных по активности мозга определить, говорит человек правду или нет. Такие возможности сегодня уже вполне реальны. Но в некоторых случаях можно отличить преступное намерение от намерения совершить какое-то безобидное действие по топографии коры головного мозга, очень упрощенно говоря, по тому участку, который приходит в возбуждение. Точно так же топография работает в некоторых мозго-компьютерных интерфейсах2: если, например, вы хотите двинуть рукой, то это будет одно место в коре головного мозга, но можно внушить себе, что вы воображаете какой-то зрительный образ, и тогда наступит активация зрительной коры. Вы можете соединить это воображение с определенным действием, поэтому самый примитивный мозго-компьютерный интерфейс и построен на такой тренировке: хочешь, чтобы твое кресло сдвинулось направо, подумай о запахе, если хочешь, чтобы налево, подумай о том, что кто-то к тебе прикасается. В каждом случае активируется определенная область. Это очень примитивное, грубое объяснение.

Как Вы относитесь к экспериментам по вживлению людям чипов и прочей «компьютеризации» организма?
Это может быть чрезвычайно важным для определенных групп больных, которым нельзя иначе помочь. Кроме того, в исследованиях мозго-компьютерных интерфейсов есть фантастические факты, которые могут раскрыть загадки работы мозга. И поэтому они мне интересны. Но есть ученые, которые этим занимаются, работая на деньги военного ведомства США, известной программы DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Их исследования и позиционируются, и проводятся для того, чтобы, например, солдаты могли управлять различными военными устройствами на расстоянии. Это мне уже не нравится.

А как это можно использовать в медицинских целях?
Несколько лет назад американский нейробиолог Джон Донахью и его коллеги создали компанию Cyberkinetics, занимающуюся разработкой нейропротезов, созданных на основе мозго-компьютерных интерфейсов. Нескольким парализованным пациентам были вживлены в мозг электроды. Прошлым летом показывали одного из них, 25-летнего Стива Остина, который с помощью мысли способен управлять телевизором, поднять своей робото-рукой стакан кока-колы, а затем и выпить его, или подносить цветок к лицу и нюхать. Возможности впечатляющие.

Но как только появляются подобные впечатляющие возможности, как правило, сразу же возникают этические проблемы…
Входя в биологию мозга, так же как в молекулярную биологию и генетику в XX веке, мы получаем все больше и больше доступа к управлению самыми интимными процессами организма... Сегодня мы можем, например, манипулировать давно сформировавшейся памятью, избирательно «стирать» какие-то ее участки. Мы впервые обнаружили такую возможность в экспериментах на животных около десяти лет назад. Смысл метода, который я в свое время назвал «химической психохирургией», состоит в том, что вы сочетаете психологическую процедуру для извлечения каких-то эпизодов прошлого с воздействием на процессы в мозге, связанные с запоминанием. Это специальные воздействия на химию мозга, которые нарушают воспоминания в момент их извлечения, не давая им укладываться обратно в память. Вначале мы, а также наши французские и американские коллеги обнаружили такую возможность в опытах на животных. А в прошлом году уже появились первые работы на людях — американские психологи вышли на использование стирания памяти в случаях различных травматических и постстрессорных расстройств.

Как эту методику стирания памяти применили на Западе?
Одна группа исследователей это попробовала сделать с 19 ветеранами военных операций 11-летней давности, страдающими постстрессорными травматическими расстройствами. Им показывали специально сделанную мультимедийную презентацию, извлекающую из памяти военные воспоминания. Это делалось на фоне определенных препаратов, используемых в обычной клинической практике, причем дозы здесь гораздо ниже, чем по обычным клиническим показаниям. А другая группа использовала этот метод очень интересно — для попыток терапии различных фобии, например арахнофобии. Пациентам показывают виртуальных пауков, извлекают этот страх и потом стараются его стереть. Что же происходит при этом со старой, давно сформированной памятью? Пока этого никто не знает, и эти эксперименты привлекают нас как возможность проникнуть в загадки формирования и хранения человеческой памяти. В результате таких исследований мы понимаем теперь, что память может формироваться в течение очень долгого времени после того, как она исходно возникла. Это может происходить во время сна, во время ее извлечений, которые могут быть неосознанными. И постепенно она меняет свою форму и перехо дит в автоматизмы, которые и сохраняются. Оригинального изображения этого образа, который был вначале, при этом может и вообще не остаться. Многие выдающиеся ученые полагают, что в XXI веке изучение мозга объединит вокруг себя как единого стержня не только такие дисциплины, как психология, неврология, психиатрия, но и многие другие области, куда нейробиология вторгается сейчас, в частности социальные науки и экономику, не говоря уж о компьютерных науках и искусственном интеллекте.

Болезненные воспоминания можно стереть
Этот эффект достигается сочетанием психоанализа и химического воздействия на механизмы памяти и может помочь людям с тяжелой психической травмой — например, потерявшим близких вследствие катастрофы, военных действий или оказавшимся в заложниках. Противоположный пример — герой Стивена Спилберга, участник боевых действий рядовой Райан, так и не вспомнил, зачем его спасли...

Вживить черный ящик каждому солдату
Разрабатывается проект особого шлема, который будет одеваться на голову солдату для того, чтобы ему было доступно поле зрения боевого робота, которым он манипулирует. В августе 2006 года американская компания VeriChip Corp выступила с предложением вживить идентификационные чипы в правую руку 1,4 млн военнослужащих обоего пола — по ним можно было бы установить не только имя и воинское звание, но и медицинскую историю.

Новые дисциплины на основе нейробиологии
Нейроэкономика — изучает нервные основы механизмов принятия экономических решений, нейромаркетинг — использует нейроимиджинг для изучения ответа головного мозга на маркетинговые сигналы. Нейромаркетинг помогает производителям ориентироваться в предпочтениях потребителей, будь то цвет упаковки или звук, производимый при встряхивании баночки или коробочки.

____________________

1 Изображение активности головного мозга в результате его обследования методом функционального ядерно-магнитного резонанса.
2 Взаимодействие головного мозга с электронными устройствами посредством вживления электродов или чипов.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.