#Культура

#Суд и тюрьма

«Кандинского» недопоняли

19.11.2009 | Левкович Евгений , Самкова Наталья | №41 от 16.11.09

Скандал вокруг главной премии в области современного искусства

136-43-01.jpg
Маке. Arctic Sea

Курс на евро.
В московском ЦДХ — выставка работ номинантов на самую главную и одновременно скандальную российскую премию в области современного искусства — премию Кандинского. The New Times попытался разобраться в том, почему часть художников объявила мероприятию бойкот


Премия Кандинского, которую вручают за лучшие художественные достижения в трех номинациях — «Проект года», «Молодой художник года» (до 30 лет) и «Лучший медиаарт», была учреждена фондом «АртХроника» в сотрудничестве с Deutsche Bank и «ИФД КапиталЪ» в 2007 году, и сразу же (можно сказать, почти заочно) зарекомендовала себя как самая влиятельная в России — прежде всего благодаря богатым спонсорам и неслыханными для наших широт премиальными (победители получают от €10 тыс. до 40 тыс.). Однако прошлогодняя церемония награждения, всего вторая по счету, сильно подмочила репутацию премии: запомнилась она не чествованием новаторов от искусства, а благодаря грандиозному скандалу: по мнению ряда художников, деньги дали совсем «не тем» и «не за то», а часть организаторов премии и членов жюри скомпрометировала себя неприкрытыми дружескими отношениями с победителями. 

136-43-02.jpg
Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. Recycle

В принципе, обычное явление — даже на вручениях самых незначительных «цацек» всегда есть масса недовольных, но тут буча поднялась действительно нешуточная: деятели современного искусства фактически сорвали финальное торжество. Поводом для этого послужило вручение главной премии — в номинации «Проект года» — художнику Алексею Беляеву-Гинтовту, который является официальным стилистом Евразийского сообщества. Его экспозиция «Родина — Дочь» включала в себя около двух десятков монументальных, но довольно незатейливых объектов (вроде огромной кремлевской звезды на золотом фоне), а идея всего проекта в целом состояла в том, чтобы «защитить ослабевшую истерзанную Родину, принимая на себя всю ответственность за ее будущее». Как только жюри объявило фамилию Беляева-Гинтовта, в зале поднялся свист, со своего места вскочил победитель премии Кандинского-2007, художник Анатолий Осмоловский, и в присутствии высоких гостей, среди которых были Петр Авен, Леонид Фридлянд, Ольга Плаксина, Александр Роднянский и др., начал скандировать в адрес победителя «Позор!» и «Фашист!», не дав тому даже произнести благодарственную речь. Около половины присутствовавших в зале художников оказались с Осмоловским солидарны и демонстративно покинули церемонию, а художник Дмитрий Гутов, входивший в шорт-лист той же номинации, что и Беляев-Гинтовт, даже полез с кулаками на одного из членов жюри, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского. В выражениях он при этом не стеснялся: «За это вам пиз*ец будет, эстеты еб*ные!»  

136-43-03.jpg
Леха Гарикович. «Почему я? Почему он?» (фрагмент инсталляции)

В связи с теми событиями выставку номинантов-2009 ждали с каким-то даже нездоровым интересом. С одной стороны, организаторы получили оглушительный пиар, с другой — многие художники в этом году (например, Яша Каждан, Маша Сумнина, Миша Лейкин, Арсений Жиляев) принципиально не послали свои заявки на участие. Саша Ауэрбах, присутствовавшая на церемонии открытия выставки, вовсе заявила: «Я пришла посмотреть в лицо тем, кто решил настричь бабла у буржуев. Такое ощущение, что люди не хотят заниматься больше искусством — все хотят денег. Все искусство здесь высосано из пальца». Прошлогодний победитель в номинации «Молодой художник года» Диана Мачулина высказалась мягче, но тоже негативно: «В поле зрения нынешней премии Кандинского не попали прогрессивные, маргинальные и просветительские проекты».  

136-43-04.jpg
1. Марина Звягинцева. «Спальный район» 
2. Леха Гарикович. «Баян» (фрагмент инсталляции)

Организаторы Кандинского-2009, в свою очередь, считают, что ничего страшного не произошло. В этом году было расширено жюри, введен экспертный совет, что, по мнению «начальства», качественно улучшило селекцинный отбор, да и вообще бояться им особо нечего: альтернативы у премии все равно нет. Рассуждения организаторов сводятся к тому, что отсутствие на выставке «маргинальщины» связано вовсе не с прошлогодним скандалом, а просто с естественным положением вещей. Мол, таков тренд в современном искусстве: меньше политиканства — больше гламура. Член жюри Александр Боровский говорит, что «на предыдущей премии была политическая тенденция. А сейчас объединяющей тенденции нет. Может быть, и хорошо. Это вовсе не решение на уровне экспертного совета — это происходит само собой».  

136-43-06.jpg
Танатос Банионис. Проект «Божественный ветер» (фрагмент)

И все-таки устроители церемонии награждения, намеченной на начало декабря, на всякий случай решили перестраховаться: торжество пройдет не на Винзаводе, как в предыдущие два года, а в «Барвиха Luxury Village», куда «маргиналам» дорога заказана.

136-43-05.jpg
Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин. «То, как я вижу»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.