#Только на сайте

#Экономика

Суета вокруг юаня

12.08.2015 | Дмитрий Ребров

Девальвация китайской национальной валюты вызвала панику на рынках: уже заметно снизились цены на металл и сырьевые товары. Что стоит за сенсацией и чем она обернется для экономики Китая, на финансовые ресурсы которого делает ставку Моcква, — выяснял The New Times
Yuan-490.jpg

Китайский Центробанк решился на девальвацию юаня впервые за 20 лет. И хотя по сравнению почти с 30-процентной девальвацией 1994 года нынешнее «подешевление» юаня вроде бы ничтожно — всего 1,9 % — эксперты предсказывают масштабный кризис для китайской экономики.

Почему

В 2018 году Поднебесную ждет резкий спад экономики, который может обернуться коллапсом с непредсказуемыми последствиями, убежден
аналитик, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, сославшись при этом на проведенные его компанией исследования перспектив китайского экономического роста. По словам Крутихина, уже в 2016–2017 годах темпы роста китайской экономики сократятся с нынешних 7% до примерно 6% в год — «это очень серьезное замедление». «А уже 2018 году рост может стать отрицательным, то есть сменится рецессией», — дал прогноз собеседник NT.

Причин для такого развития событий несколько: во-первых, «непомерно раздувшийся экономический пузырь»: в последние годы экономика Китая считалась одной из самых успешных. Во-вторых — демографические проблемы: «В Китае уже сейчас происходит ослабление той демографической базы, которая давала стране дешевую рабочую силу. Более того, с ростом благосостояния китайские рабочие не готовы работать за столько, за сколько они работали раньше, они привыкли к новым условиям жизни», — пояснил Михаил Крутихин.

И, наконец, еще одна причина для пессимистического прогноза: ввиду мировой рецессии китайские товары больше не пользуются таким спросом, каким пользовались еще совсем недавно. При этом произведенная девальвация юаня — не экстренная мера, а шаг, назревший уже давно, подчеркивает эксперт.

Другой эксперт,
директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, в целом согласен с коллегой: серьезные проблемы в китайской экономике действительно существуют. Однако девальвация, по Лукину, не является индикатором этих проблем, а представляет собой попытку решить накопившиеся торговые противоречия.

По словам Лукина, еще лет 15–20 назад курс юаня к доллару США составлял восемь к одному (за восемь юаней давали один доллар) — для страны, живущей за счет экспорта товаров, низкий курс нацвалюты выгоден. Зато это не всегда устраивает партнеров. «В какой-то момент США, недовольные торговым дефицитом, начали оказывать давление на Пекин с тем, чтобы он повысил курс юаня, — рассказывает эксперт, — и под их давлением постепенно курс действительно был повышен до примерно шести юаней за один доллар, и это отрицательно сказалось на китайском экспорте, да и на всей экономике». Теперь в Пекине, по оценке Лукина, видимо, пришли к выводу, что «дальнейшие уступки импортерам могут привести к серьезным последствиям, и решили слегка отыграть назад».

Чем аукнется

Российским импортерам, в том числе обычным гражданам и мелким фирмам, которые закупают товары в Китае, — девальвация юаня даже на руку, убежден эксперт: «В условиях санкций, когда нам надо переключаться с европейских экспортеров на азиатских, прежде всего, на Китай, это, в принципе, не так уж плохо».

Впрочем, выгоды от девальвации для отечественных компаний-импортеров не стоит переоценивать, учитывая продолжающееся падение российской валюты, которое с лихвой перекрывает «жалкие китайские два процента», подводит черту собеседник NT
.
Yuan-cit-01.jpg
Куда сложнее придется крупным российским компаниям, ориентированным не на импорт, а на экспорт товаров и сырья в Китай: если восточного соседа охватит кризис, мало не покажется никому. Нашим гигантам непосредственно аукнется не девальвация юаня — расчеты по нефтяным и газовым контрактам все равно производятся в долларах: хотя некоторое время назад были робкие, и большей частью пропагандистские, попытки «переключить» часть взаиморасчетов на юани или рубли, но практически они ничем не завершились. А вот замедление темпов роста китайской экономики — это серьезная угроза. «Рынок нефти предполагаемый спад сильно не заденет, китайцы готовы покупать больше, чем мы способны им продать, но вот что касается газа — тут существуют очень серьезные и обоснованные опасения», — предупреждает Крутихин.

Согласно подписанному в 2014 году в Шанхае соглашению, прозванному «сделкой века», Россия обязуется поставлять по «восточному маршруту» 38 млрд кубов газа в год. Но даже в том случае, если Россия сможет выполнить свои обещания, такой объем через несколько лет китайцам будет уже не нужен, убежден эксперт. По его мнению, главным потребителем российского газа, несмотря на политические скандалы и конфликты, в обозримом будущем по-прежнему останется Европа. При этом ожидаемый кризис в китайской экономике поставит крест на планах российского правительства опереться на восточного соседа в противовес несговорчивым западным партнерам. 
Yuan-cit-02.jpg
А вот Александр Лукин, тем не менее, убежден: «Ставка, а, вернее, частичное переключение с европейских на азиатских торгово-экономических партнеров, среди которых наиболее мощным является Китай, была необходима уже давно». События на Украине, по его оценке, лишь подтолкнули этот процесс.

Во-первых, поясняет Александр Лукин, центр мировой экономики уже смещается (на Восток), и все страны, в том числе США и ЕС, совершают этот «поворот». Во-вторых, Китай — вторая экономика мира и наш сосед. «С первой экономикой мира — США — у нас торговля невелика, зачем же отказываться от выгоды соседства и со второй?» — задает риторический вопрос эксперт. По его словам, России давно была нужна диверсификация торгово-экономических связей, «чтобы в случае таких международных обострений, как сегодня, один из партнеров не мог ее поставить в безвыходное положение».

Не согласен Лукин и «с излишне пессимистичными» прогнозами на ближайшие годы: китайская экономика, говорит он, «в целом сохраняет мощь, семь процентов роста в год дают ей все необходимые шансы на будущее».

Фото: shutterstock.com


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.