#Авто

#Суд и тюрьма

Дешевый народный автомобиль как новый национальный проект

26.02.2007 | Таранов Сергей | № 03 от 26 февраля 2007 года

Почему иностранцы первыми протянули к нему свои грязные руки

На прошедшей неделе Skoda Auto объявила о возможности производства «бюджетных» моделей специально для развивающихся стран — России, Индии и Китая. По цене 7—8 тысяч евро.

Чуть раньше Toyota (а потом и Nissan) обещала создать специально для России настоящий «народный» автомобиль. Но известно, что опередила всех Renault с ее проектом «русского» Logan. На днях французы ответили конкурентам: в 2008 году они сделают в Москве 120 тысяч машин, а через пару лет производственные мощности вырастут до 200 тысяч.

Читаю эти сообщения, и мне становится смешно. За какую идею тогда погиб наш родной до боли «Москвич»? Почему год от года сгущаются тучи над «АвтоВАЗом» с его чудо «Ладами»? Ведь малобюджетный автомобиль — отнюдь не заветная мечта миллионов. Размером он не больше «Калины». Моторчик — до 70 — 80 л.с. Коробочка передач механическая, хорошо если с пятью скоростями. Ну а салончик скроен по принципу «бедненько, но чистенько»: угрюмый пластик, грубоватые кнопки с ручками. При этом никаких технологических инноваций.

Чего же тут недоступного для российского автопрома? Ответ прост: все!

В 1996 году президент Ельцин личным указом передал 59% акций АЗЛК московскому правительству. В 2004-м АО «Москвич» признали банкротом, долги которого превысили $1 (один) млрд, или 29 млрд рублей. Но контрольный пакет акций за восемь лет так и не дошел до нового собственника. Теперь французы всерьез осваивают производственные площадки бывшего АЗЛК. И дела нет до того, кто и как разворовал «ничейный» завод, забрав попутно миллиард долларов. Смешно ведь спрашивать у бывших директоров АЗЛК: что ж вы, граждане, не создавали «народный автомобиль будущего»? Сейчас бы и вышли с ним на российский рынок.

С будущим «АвтоВАЗа» та же непонятная история. Из всех мировых автопроизводителей новые управленцы из «Рособоронэкспорта» выбрали партнером канадскую фирму «Магна». Которая никаких автомобилей не собирает, но пообещала создать что-то из С-класса. Что именно? Mercedes «цэшку»? Audi А4? BMW-320?.. Пройдет три-четыре года, и вдруг походя, случайно выяснится, что немецкий C-klasse почему-то лучше тольяттинского. В то время как рынок «народных» автомобилей займут иностранцы.

Впрочем, «АвтоВАЗу» лучше не вспоминать о «народности». Это смущает владельцев Автомобильного всероссийского альянса — AVVA. Они управляют 86% из 64% голосующих акций «АвтоВАЗа».

Состояние закрытости характерно для организаций, чьи менеджеры живут сегодняшним днем. До самого последнего времени на официальном сайте «АвтоВАЗа» не было даже контактных телефонов. А вдруг кто позвонит и спросит: почему это у лидера российского авторынка с выручкой в 132,5 млрд рублей чистая прибыль всего 1,4 млрд?

Ясно, что на $50 млн не создать ни «народного», ни какого-либо другого автомобиля. Поэтому путь мировых концернов в нишу малобюджетных автомобилей будет гладким и успех почти гарантирован. Французы, чехи с немцами и японцами не машины к нам везут, а более цивилизованные формы экономических отношений. Где «откат» — не правило отношений со смежниками. Где премией рабочим является отнюдь не право на воровство запчастей. Где бандиты не расхаживают по цехам, как по собственной «хазе».

Есть, правда, вариант на крайний случай. Признать «народный» автомобиль национальным проектом. С одним из первых вице-премьеров у руля. Беда только, что за один предвыборный год никакого автомобиля не создать. Надобно года три-четыре. Не меньше.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.