Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

Тупиковая стрелка

15.07.2015 | Дарья Хлякина

Год назад, 15 июля 2014 года, в московском метрополитене произошла авария, унесшая жизни 24 человек. 188 человек получили ранения. Основной причиной следствие называет «некачественную эксплуатацию стрелочного перевода» — работники прикрутили стрелку, ведущую в недостроенный тоннель, проволокой. Защитники обвиняемых утверждают — рассматривать только одну версию некорректно
M-490.jpg

Авария произошла в 8:34 часа утра, когда на скорости около 65 км/ч первый вагон поезда, следовавшего по Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Славянский бульвар», сошел с рельсов и врезался в стену, отделяющую основную ветку от тупиковой, ведущей в еще не построенный тоннель. За ним по инерции сошли второй и третий вагоны. Основная причина, по версии следствия, — «неустановление двух тяг между остряками стрелки, расположенной в месте съезда».

M-490-08.jpg

Первыми подозреваемыми по делу стали старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов (на верхнем снимке) и помощник дорожного мастера 3 дистанции пути (участок, на котором произошла авария) Юрий Гордов (на нижнем снимке), проводившие работы по установке стрелочного перевода. Затем были привлечены в качестве подозреваемых директор по производству ООО «Спецтехреконструкция» (фирмы, производившей непосредственные работы по ремонту стрелочного перевода) Анатолий Круглов и заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути метро Алексей Трофимов. Дорогомиловский суд Москвы начал рассмотрение дела по их обвинению 8 июля. Им вменяется ст. 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена лицом в силу выполняемой работы, повлекшее смерть двух и более лиц», и грозит до 7 лет лишения свободы. Ни один из обвиняемых свою вину не признал.

M-490-09.jpg

Впоследствии то же обвинение предъявили начальнику службы пути метрополитена Юрию Сильянову, его заместителю Валерию Малышеву, начальнику 3 дистанции пути Службы пути ГУП «Московский метрополитен» Николаю Мельникову, его заместителю Анатолию Казанцеву, а также осуществлявшим обход пути монтёрам Юрию Шеянову и Наталии Веденеску. Следственный комитет продолжает расследование в отношении 9 лиц, «из числа руководителей и работников ГУП «Московский метрополитен», а также коммерческих структур, осуществлявших организацию строительных работ, повлекших крушение, и ненадлежащий строительный контроль за ними».

M-490-06.jpg

Защитники Башкатова и Гордова настаивают на рассмотрении альтернативной версии причин аварии. По словам Сергея Князькина, адвоката Валерия Башкатова, они с самого начала просили вызвать более 30 экспертов, проводивших заключение по делу. Суд в этом ходатайстве отказал, как и в привлечении в качестве свидетеля экс-главы метрополитена Ивана Беседина «Есть вопросы по изменению практики работы метрополитена — в частности, касательно появления «дневных окон». Работу по стрелочному переводу можно полностью завершить за стуки-двое, — поясняет адвокат. — Следствие вменяет подсудимым еще и то, что они сразу не поставили тяги, соединяющие остряки. За два часа, которые они работали, это сделать было невозможно. Частично есть вина руководства». Есть вопросы и к правилам эксплуатации — «в плане производственных работ есть ограничение скорости на 40 км/ч, а в приказе на установку стрелочных переводов это ограничение указать забыли. В этом приказе есть подпись Беседина». Претензии есть и к правилам закрепления злосчастной проволоки — «инструкции говорят только о ремонте стрелочного перевода, когда там надо закреплять концы остряков через тяги и замок. А как закреплять детали пока они устанавливается — нет».

M-490-05.jpg

Следствие, считает защита, велось однобоко, потому что другое предположение о причинах аварии не рассматривалось. Ещё в октябре прошлого года эксперты Московского государственного университета путей сообщения заявили, что трагедия могла произойти из-за неисправности вагонов. «Имелись сколы бетона более чем за 100 метров до стрелки, а также отвалившиеся от вагона части, — говорит Князькин. — Есть показания свидетелей о том, что во время ремонтных работ к мотору снизу поезда припаивают металлическую пластину — она могла отвалиться». Основным доказательство является экспертиза по разрыву проволоки, который «произошел одномоментно, а не как говорит следствие — будто она терлась, а потом оборвалась». В марте 2015 года профессор Московского государственного университета путей сообщения Леонид Баранов сообщил порталу M24.ru, что экспертная комиссия все-таки подтвердила версию следствия. Адвокат Юрия Гордова Тимур Чанышев относится к этому заявлению скептически: «Как система скажет, так и будет — отказаться от показаний под давлением может любой».

M-490-02.jpg

Сергей Князькин настаивает на полной невиновности своего подсудимого — профессионал Валерий Башкатов, работавший в метро около 40 лет, не закреплял проволоку на части стрелочного перевода. Левый остряк (часть стрелочного перевода на другую линию, прикрепляемая к рельсам) закрепил 6-миллиметровой проволокой его заместитель Алексей Трофимов 6 июля. На следующий день сам Башкатов устанавливал правый остряк, прикрепив его скобой к правому рельсу. «Закреплено было профессионально, претензий к нему быть не может». 9 июля все переделал контролер путей Юрий Гордов — он увидел, что между рельсом и остряком слишком большой зазор. «Он поменял всю работу Башкатова и Трофимова, — подчеркивает Князькин. — Когда бригада Гордова проверяла работу бригады Башкатова, то никаких нарушений не нашла. Но пока ведутся ремонтные работы, что-то может уточняться, поэтому он и переделал».

M-490-03.jpg

«Я первый раз вижу, чтобы так устанавливали стрелку, — недоумевает заместитель председателя профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен» Валерий Собачкин. — Проходила информация, будто они не установили тяги (металлические штанги, закрепляющие остряки — NT), потому что их не выдали. Это какой-то бред — они же не самоубийцы, чтобы при такой нагрузке привинтить проволокой. Стрелка устанавливается сразу, за два часа — она привозится в собранном виде. А тут, как выяснилось, она стояла два месяца».

M-490-04.jpg

О подробностях позиции Юрия Гордова его адвокат распространяться в комментарии NT особо не стал, однако заверил, что дополнительные аргументы в пользу обвиняемого на руках у защиты есть. Чанышев подчеркнул, что откидывать альтернативную версию о неисправности вагонов нельзя. «Гордов не может принимать эти работы по стрелке, потому что это должна делать комиссия. Он ответственный просто за этот участок — сложилась такая ситуация, что мастер в отгуле. У моего подзащитного тоже должны были быть отгулы в эти дни, так что если бы он его взял, то его бы не привлекли».

M-490-10.jpg

Защита несколько раз подавала жалобы на содержание заключенных в изоляторе. Как сообщили адвокаты Валерия Башкатов и Юрия Гордова, это обусловлено состоянием их здоровья. У Юрия Гордова оно было серьезно подорвано в заключении, поскольку у него была грыжа. «Он неоднократно обращался к руководству изолятора о том, что ему необходима консультация врача и операция. Его отправляли в из 3-го СИЗО на Пресне в 1-е, «Матросскую тишину», поскольку только там есть операционная и специально обученный персонал. Однако, как сообщили Гордову, у больницы 1-го СИЗО отняли лицензию, и ему отказали в операции», — рассказал Тимур Чанышев. Супруга Гордова Изабелла Юдина жалуется, что с какого-то момента мужу перестали передавать от нее нужные лекарства. «Если вовремя не сделать операцию, то это может привести к летальному исходу», — предупреждает Чанышев.

M-490-11.jpg

Практически сразу после аварии возник вопрос: кто является исполнителем работ по установке стрелочного перевода? Как оказалось, это была целая конструкция из подрядчиков и субподрядчиков. Работы на участке от станции. Славянский бульвар до Парка Победы проводила СМУ «Ингеоком» — дочерняя компания АО «Объединение Ингеоком», которое также строило перегонные тоннели на Филевской и Калинино-Солнцевской линиях и ремонтировало станции Борисово и Славянский бульвар. В июле и декабре 2014 года в СМИ появилась информация об обысках в холдинге, однако впоследствии его представители это опровергли, подтвердив лишь факт допроса некоторых сотрудников СМУ «Ингеоком». Субподрядчиком «Ингеокома» выступала компания ООО «Спецтехреконструкция», однако, как сообщает портал Slon.ru, установку стрелки в итоге проводила другая компания — ООО «СпецРеконструкция». Директор ООО «Спецтехроконструкция» Зинаида Бычкова решила закрыть бизнес, поэтому ее заместитель Анатолий Круглов оформил контракт с «Ингеокомом» на свою фирму — ООО «СпецРеконструкция». При этом, отмечает портал, все договоры на строительство были подписаны на фирму Бычковой.

M-490-07.jpg

«Вот когда одни делают одно, другие — другое, получается, что никто ни за что не отвечает», — резюмирует Валерий Собачкин. «Да и вообще зачем нужно было ставить эту стрелку, если линии нет? Сейчас этой стрелки нет, и метро нормально работает».

Фото: vk.com, Агентство «Москва», ТВЦ, REUTERS/Sergei Karpukhin


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.