Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

Григорий Ревзин: Московское правительство потеряло лицо

11.03.2015

Уволенный Сергей Капков был самый большой в российской истории политик малых дел

K-490.jpg

Его, наконец, уволили. Это был самый большой в российской истории политик малых дел. Не могу вспомнить, когда еще малые дела — библиотечки-лавочки — звучали такой пронзительной, романтической поэзией. Чтобы отставка человека, взявшегося реорганизовать катки, парки, дома, извините, культуры и т. д., воспринималась как существенный обертон в общей музыке нашего апокалипсиса.

Его, наконец, уволили. Он нарывался, как мог. Он любил Ксению Собчак. Он развел в Москве хипстеров. Он ходил на Болотную, пусть не разделял, но ходил. Он говорил, что сам не уйдет, а за место не держится. Он заявлял, что, где бы ни работал, всегда будет работать Сергеем Капковым, то есть демонстрировал неполное служебное соответствие. Он рассказывал, что не хочет быть президентом в стране, где не ценят политиков, пьющих кофе из бумажных стаканчиков Старбакс, — это вообще что, наезд на Путина, что ли? Он пророчил нам доллар по сто рублей и меню из маринованных кошек и собак — сеял панические настроения. Он пришел на похороны Немцова.

ПРИ УПОМИНАНИИ ОДНОГО ЕГО ИМЕНИ У МНОГИХ ЧЛЕНОВ МОСКОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ЛИЦЕ ПОЯВЛЯЛОСЬ ВЫРАЖЕНИЕ ПОСТНОГО СТРАСТОТЕРПИЯ.

И вот его, наконец, уволили. Умные друзья говорят — слушай, ну самое время, он и так пересидел. Ну что он мог бы еще сделать такого же? Второй Парк культуры, вторую Крымскую набережную, второй Гоголь-Центр, вторую библиотеку Достоевского. Только тех же щей да пожиже влей. Я-то не согласен, во-первых, потому что про ЦПКиО, театр Гоголя, Музеон и горбиблиотеку № 8 никто и подумать не мог, что из них можно что-то сделать, а во-вторых, сейчас у нас такое время, что появление клуба музыки кантри (а не церковных песнопений) в Бирюлево могло бы поразить страну. Нет, он бы еще много чего мог сделать. Но его, наконец, уволили.

А вот интересно все же, как так получилось. В 2013 году, перед выборами Собянина, мне по случаю попал в руки вариант программы, которая называлась «Семь Капковых». Суть идеи заключалась в том, что Сергей Семенович Собянин по образу, естественно, тяготеет к директору большого советского производственного комплекса, инженеру-руководителю, квалифицированному, честному, достойному, но внешне жесткому, суховатому работоголику, если доброму, то больше внутри, в частной жизни. И это нельзя исправить, потому что это его привычный и выработанный годами стиль поведения, и быстро его не изменишь. Но он привел в правительство молодых чиновников совершенно иного типа, больше напоминающих героев соркинского сериала «WestWing», молодых идеалистов и романтиков, но при этом квалифицированных современных управленцев. И вот эта команда и есть главное «чудо» московского правительства, его новое качество, и его и надо предъявить. Эта программа не прошла, но она всерьез рассматривалась. Правда, результатом было то, что Капкова от выборов отстранили вовсе — он не агитировал, не появлялся нигде, ни в одном из его парков или центров не прошло ни одного выборного мероприятия — между чиновниками большая конкуренция честолюбий. Я не буду перечислять этих семерых капковых, их еще не всех поувольняли, так что нечего усугублять. Я просто хочу подчеркнуть, что лицом этого московского правительства и был Капков.

Сегодня оно это лицо окончательно потеряло, но, надо сказать, терять начало как раз на выборах. Как все помнят, Собянин выиграл в первом туре едва-едва, просто на волоске. Вообще-то это был удар по всей его команде, но сразу после выборов началась борьба за интерпретацию результатов. Тут было два варианта. С одной стороны, можно было сказать, что вот Капков никак не участвовал в агитации, и его электорат не поддержал Собянина — и вот вам результат тех, кто планировал компанию. С другой стороны можно было сказать, что мы тратим кучу денег на парки, театры, музеи, библиотеки — и вот вам результат Капкова. И эту борьбу за интерпретацию Капков проиграл.

ОН СТАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ТОГО САМОГО СОСЛОВИЯ НОВЫХ ГОРОЖАН — СОВРЕМЕННЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ, УСПЕШНЫХ, ЗАПАДНЫХ И Т. Д. — В МОСКОВСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ.

Представителем той самой пятой колонны, которая доставляет такие неудовольствия Владимиру Путину. Им сколько хорошего ни делай, они все равно голосуют за Навального.

Самое смешное, пожалуй, заключалось в том, что интерпретацией результатов выборов занималась и оппозиция, и пришла ровно к тому же выводу — что в неудаче виноват именно Капков. Яркие публицистические выступления против «капковщины» заполнили оппозиционные страницы, они были изящны, остроумны и язвительны. Логика варьировалась от прямой — как можно заниматься коворкингами и велосипедными дорожками, когда вопрос стоит о власти Путина, Капков отвлекает сознательных граждан от главного дела, — до косвенной, в смысле как можно тратить деньги на капковщину, когда голодают дети. Я думаю, в этот момент Сергей Александрович пережил множество приятных минут. Ничто так не радует, как человеческая благодарность. Собственно, с этого времени он и стал откровенно нарываться.

Вообще-то ни хипстером, ни белоленточником, ни оппозиционером Сергей Капков, член «Единой России» и топ-менеджер Романа Абрамовича, не был даже и близко. Но, как это ни дико, доставшуюся ему роль честно исполнял. В этой части я никогда не мог его понять. В нем действительно жило романтическое представление о том, что государство — это такой инструмент, чтобы помочь гражданам сделать что-то хорошее для собственного процветания. Он в этом смысле и впрямь будто вышел из американского сериала про честного губернатора-демократа. Он целый год работал этим самым представителем «креативного класса» в московском правительстве. Собственно, позиция его сводилась к тому, что послушайте, эти люди — тоже москвичи, граждане, у них есть права, давайте отдадим им несколько театров, создадим пространства в городе, где бы они чувствовали себя нормально, давайте не будем их давить просто за то, что они думают что-то, что вам не нравится. Тем более, что они создают цивилизационный стандарт, который подходит не только для них, а для всех. Вон посмотрите на подсвеченные московские бульвары — они же не для хипстеров. Посмотрите на Крымскую набережную — это же просто новое городское пространство, а не пространство в оппозиционном смысле.

И это была проигрышная позиция. Те, кого он представлял, его не поддерживали, они гневно выискивали на подсвеченных бульварах некормленую козу, страдающую в нечеловеческих условиях, и доказывали, что деревья страшно болеют от того, что на них висят светодиоды. Те, перед кем он их представлял, его на дух не переносили.

ДА И ТО СКАЗАТЬ, СТРАННО ЭТО, КОГДА НА МЕСТЕ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ СИДИТ КАПКОВ, А НА МЕСТЕ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РОССИИ — ПЛАМЕННЫЙ МРАКОБЕС МЕДИНСКИЙ.

Мудрые люди правы, Капков пересидел на своем месте, потому что мы оказались неспособны к позитивной повестке дня. Нам бы глотки друг другу перегрызть, а он — коворкинги. Мы теперь ровно как при Ленине живем — все нам тюрьмы долой да пожар до небес, а тут предатели интересов креативного класса пространство обустраивают.

Это будет странно вспоминать, что у нас все это еще было в 2015 году. И подсвеченные бульвары, и парки, и библиотеки, и Гоголь-Центр. Отставка Капкова — это повод вдруг остро ощутить, насколько повседневным это было еще только что, и как невероятно неуместно во времени, куда мы попали. Этой повестки дня больше нет. И его наконец уволили.

Отдадим должное московскому правительству — на место Сергея Капкова пришел человек неожиданный. Не какой-нибудь отъявленный мерзавец, а именно Александр Кибовский. Не знаю, какая судьба завела этого человека в охрану памятников. По выучке, обиходу, штабной культуре это типичный мидовец, хорошо образованный, вежливый, ловкий, эффективный чиновник. Отчасти он напоминает Александра Авдеева — идеальный министр культуры без привкуса собственной культурной программы.

Вот вы помните, чем была охрана памятников в 2010 году, когда назначили Кибовского? Это же было минное поле — скандалы, пикеты, демонстрации, «Архнадзор» из каждой щели. А сегодня? Тишь да гладь — рассосалось. Вот так и московская культура рассосется. Интеллигентно. Без эксцессов. 

Источник: INLIBERTY



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.