#Культура

Троянский конь большевизма

11.10.2012 | Александр Шаталов | № 32 (259) от 8 октября 2012 года

Великий и ужасный Корбюзье

Троянский конь большевизма. В Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка, посвященная Ле Корбюзье. The New Times посмотрел на мир глазами знаменитого архитектора

56-1.jpg
Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих 

56-6.jpg
Выставка, приуроченная к 125-летию со дня рождения мастера, показывает его графику, чертежи, живопись — всего около 400 экспонатов, среди них и макеты зданий. Это первая в Москве столь масштабная экспозиция, посвященная Ле Корбюзье, которая доказывает, что великая архитектура ближе к изобразительному искусству, чем принято думать. Пять разделов выставки — пять глобальных тем, в том числе связи Ле Корбюзье с Россией. Один из разделов целиком посвящен фотографиям позднего периода его жизни, сделанным Рене Бурри. И если с архитектурными идеями мастера широкая публика еще как-то знакома, то его живопись в стиле кубизма и гобелены большинство посетителей увидят впервые.

Лучезарный город

Если бы Ле Корбюзье дали волю, мы бы никогда больше не увидели ни Москву, ни Париж такими, какими знаем их сейчас. Не было бы знаменитых парижских бульваров, да и московских тоже не было бы. Неутомимые искатели масонских заговоров утверждают, что в начале 1930-х годов вождь московских коммунистов Каганович, а позже — главный архитектор Москвы Посохин, которые последовательно уничтожали старую часть столицы, вдохновлялись идеями французского архитектора.

56-7.jpg
Ле Корбюзье. Система пропорций «Модулор»




56-2.jpg
Ле Корбюзье. Кресло Gran Confort. 1920-е




56-9.jpg
Ле Корбюзье. Без названия, 1954 г.
Корбюзье действительно был революционером в градостроительстве — всю жизнь он мечтал построить «лучезарный город», создать такое пространство, в котором было бы комфортно жить. Неслучайно его сравнивали с французскими утопистами. Надо сказать, что он не был одинок, сделать город удобным и комфортным хотели многие архитекторы. «Я… предложил комплексную идею, — писал Ле Корбюзье по поводу неосуществленного проекта планировки Алжира. — Она единым ударом рассекает тупики, в которые заходит слишком быстро растущий город. Я задумал «Лучезарный город», расположенный в центре великолепного ландшафта: небо, море, Атласский хребет, горы Кабилии. Для каждого из 500 тыс. жителей… я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут для их обитателей благодатную и жизнерадостную картину». Основу «лучезарного города» составлял жилой район, выстроенный с учетом потребностей человека: общественные центры, заводы или фабрики, спортивные учреждения, парки… то есть все то, что мы видим сегодня в каждом микрорайоне крупного мегаполиса.

В 1922 году он создал проект «Современный город», рассчитанный на 3 млн жителей. В этом проекте Ле Корбюзье противопоставил хаотической традиционной застройке гармоничное решение, продиктованное единым замыслом. В 1925-м он строит поселок-сад для рабочих в Пессаке под Бордо. Позднее этот поселок, состоящий из 51 дома, стал образцом для многих архитекторов.

Учитесь у машин

Настоящее имя Ле Корбюзье — Шарль Эдуард Жаннере. Корбюзье — имя одного из его предков по материнской линии. Родился он 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщиков. В 13 лет поступил в художественную школу, занимался эмальным и граверным искусством. Но уже в семнадцать лет создал свой первый архитектурный проект: жилой дом для гравера Луи Фалле. На заработанные деньги он совершил образовательную поездку по Италии и странам Австро-Венгрии. Почти полгода изучал искусство венского модерна. В Вене ему предлагали работу, но он отказался, так как считал модерн уже устаревшим стилем.

По признанию самого архитектора, значительное влияние на него оказал Огюст Пере, у которого он учился в Вене. Именно тогда Пере предложил идею города, состоящего из домов-башен. Всю дальнейшую жизнь Корбюзье посвятил развитию этой идеи. И хотя сам Пере позднее отрекся от ученика, тот использовал идеи учителя. Корбюзье предложил модель города, в центре которого в высоких башнях будут размещены административные учреждения, а жилые районы должны находиться вокруг центра в парковой зоне. Нижние пересекающие город улицы предназначены для транспорта, а верхние улицы, находящиеся на высоте около пяти метров — для пешеходов… Тогда же были сформулированы основные функции города: жилье, производство, отдых и транспорт.

56-3.jpg
Ле Корбюзье. Натюрморт. 1920 г

В 1917 году Эдуард Жаннере покидает родину, чтобы навсегда остаться в Париже. Он работает архитектором в «Обществе по применению армированного бетона» и становится главным сторонником этой технологии — именно на ее основе он впоследствии строит все свои сооружения. Тогда же он начинает серьезно увлекаться живописью, особенно кубизмом. Дружит с Пикассо, Браком, Фернаном Леже, сам рисует. Вскоре живопись становится его второй профессией. Он придумывает новое направление — пуризм, натюрморты этого периода составлены из повседневных предметов: бутылок, графинов, тарелок и т.п. Он восхищается всем современным. Выпускает журнал «Эспри Нуво», в котором впервые и подписывает свои статьи псевдонимом. В 1922 году он познакомился со своей будущей женой Ивон Гали и через восемь лет женился на ней, получив наконец французское гражданство.

В журнале «Эспри Нуво» Корбюзье впервые сформулировал пять главных принципов архитектуры ХХ века. Вот они. Столбы-опоры, на которых должен быть приподнят дом, при этом освобождается место под жилыми помещениями для сада или стоянки автомобиля. Плоские крыши-террасы — для отдыха и садов. Свободная планировка — нет больше капитальных стен, и внутреннюю планировку можно организовать с наибольшей эффективностью. Ленточные — удлиненные — окна («История архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий, — написал Ле Корбюзье в одной из своих статей. — И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон»). Свободный фасад, который выдвигается вперед от несущей конструкции и получает свободное оформление.

В 1933 году архитекторы принимают так называемую «Афинскую хартию», написанную Ле Корбюзье. Этот манифест основывался на изучении 33 крупнейших городов и учитывал рост населения в них и увеличение транспортных потоков. Хартия провозгласила проектирование городов приоритетным направлением с обязательным следованием принципам: четкое деление на зоны, переход от традиционной уличной сети к транспортным магистралям, оздоровление городского жилища путем его озеленения.


Искатели масонских заговоров утверждают, что в начале 1930-х годов вождь московских коммунистов Каганович, а позже — главный архитектор Москвы Посохин, которые последовательно уничтожали старую часть столицы, вдохновлялись идеями французского архитектора


«Учитесь у машин», — говорил архитектор. Жилой дом, по его мнению, должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание — «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. А дом — это «место наших дум, размышлений и, наконец… обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».

Роман с Москвой

56-10.jpg
Здание Наркомзема (архитектор А. Щусев). Построено в конструктивистском стиле в 1929–1933 гг. в развитие идей Ле Корбюзье. Открытка 1947 г.
Противники Корбюзье называют его «троянским конем большевизма». Он трижды приезжал в СССР и общался с Мейерхольдом, Таировым, Весниным, Эйзенштейном, Мельниковым. «В Москве поразительное обилие всяких проектов: здесь планы заводов, плотин, фабрик, жилых домов, проекты целых городов. И все делается под одним лозунгом — использовать все достижения прогресса», — писал архитектор. Он принимает участие в генеральном плане развития города. Следуя своим принципам, предлагает снести весь город, за исключением Кремля, Китай-города, Большого театра и нескольких особняков в стиле ампир, и построить все заново. Вместо радиально-кольцевой системы предлагает прямоугольную, с двумя осями.

Из всех проектов, придуманных для Москвы, Корбюзье удалось осуществить только один. В начале тридцатых он спроектировал и построил Дом Центросоюза — ныне это Центральное статистическое управление. Замысел здания, рассчитанного на 3,5 тыс. служащих, был революционным для Европы. Железобетонный каркас позволял свободно планировать этажи, стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха были лучшей теплоизоляцией.

К этому времени Ле Корбюзье уже был серьезно одержим строительством городов. В 1925-м предлагал план преобразования Парижа (снести 240 га старой городской застройки и построить 18 одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей каждый. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5%, а остальные 95% территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны). Аналогичные проекты он предложил потом для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), Алжира (1931), Москвы (1931). «Необходимо уничтожить улицу-коридор. Из улиц-коридоров образуются города-коридоры. Весь город превращается в коридор. Какое непристойное зрелище! Мы в состоянии уничтожить коридоры, уничтожить дворы… и окружить ряды домов свободным пространством».


В 1925-м Корбюзье предлагал план преобразования Парижа: снести 240 га старой городской застройки и построить 18 одинаковых небоскребов-офисов


Город-сад, дом-коробка

В 1924 году, выступая в обществе теософов «Звезда Востока», созданном индийским философом Джидду Кришнамутри, Корбюзье поделился своей идеей городов будущего: «Мы на пути создания новых городов. Что касается Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения…» Здесь он был услышан, и его самый знаменитый проект оказался связанным именно с Индией.

56-8.jpg
Здание Центросоюза в Москве, построенное по проекту Ле Корбюзье в 1929–1936 гг.

В 1950 году по приглашению властей штата Пенджаб Корбюзье начал работу над самым грандиозным проектом своей жизни. Он стал проектировать новую столицу штата — Чандигарх. Город строился на пустом месте и включал в себя административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и прочее. Строили его десять лет. Корбюзье сумел использовать весь свой опыт и одновременно сделал ряд очень важных открытий в архитектуре. Для обработки стен использовался необработанный шероховатый бетон; разработаны вертикальные выступающие перегородки на фасадах, тень от которых помогала сохранять прохладу; придумана даже мебель для города, так как мебельных магазинов там не было. Сейчас остатки этих предметов иногда можно купить на аукционах Европы. Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии.

56-4.jpg
Ле Корбюзье и Альберт Эйнштейн. Принстон, 1946 г.
Сам же Корбюзье большую часть своего летнего времени проводил в крошечном домике Le Cabanon на Средиземном море у мыса Рокебрюн. Домик был действительно уникальный (современная фирма повторила его в новых материалах и недавно выставляла в буржуазном парижском универмаге Le Bon Marche). Он представлял собой коробку размером 15 кв. м, пристроенную к небольшому кафе «Морская звезда» — владелец кафе выделил Корбюзье эти метры бесплатно. На них он разместил кровать, шкаф, рабочий стол, раковину и унитаз. Ванну поставил снаружи под деревом. Узкий ход вел отсюда в кафе, где архитектор мог спокойно столоваться. Фактически это была избушка, в которой он прожил 14 лет.

27 августа 1965 года 77-летний Ле Корбюзье отправился плавать — он был хорошим пловцом. На море у него случился сердечный приступ. Маленького человека в круглых роговых очках, образ которого с 1930-х годов ХХ века стал почти таким же знаменитым, как позднее образ Энди Уорхолла, хоронили как национального героя Франции. Прощание состоялось в Лувре, церемонией руководил писатель Андре Мальро, в то время министр культуры Франции.

На выставке в ГМИИ им. Пушкина можно бесконечно рассматривать реликвии, связанные с великим именем. Находить отголоски идей архитектора в тех зданиях, которые нас окружают. Современная архитектура проектирует мир, руководствуясь все теми же законами, которые вывел мастер.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.