30 мая 2008 года российские академики должны избрать своего президента. Однако к науке и ее прогрессу все это имеет малое отношение. Считается, что к власти в РАН рвется Михаил Ковальчук, которому в свое время в академии уже накидали «черных шаров»

Нормально кандидатов трое: ныне действующий президент — Юрий Осипов, академики Владимир Фортов и Валерий Черешнев. Но Президиум РАН уже рекомендовал общему собранию переизбрать Осипова, который возглавляет академию почти 17 лет. Свое благоволение Осипову продемонстрировал и Владимир Путин, приняв главу академии в Ново-Огареве и пообещав посетить РАН за день до голосования.

Академическая задолженность

Интрига вокруг президента РАН тянется давно. В июле 2006 года Юрию Сергеевичу Осипову исполнилось 70 лет, а в декабре наступал срок очередных выборов руководства РАН. Тогдашний устав запрещал лицам старше 70 лет занимать пост президента академии — по иронии судьбы этот пункт в свое время инициировал сам Осипов. Но 12 сентября 2006 года Президиум РАН принял неожиданное решение: выборы не проводить. Официально это аргументировали необходимостью дождаться утверждения нового устава РАН, без которого выборы, мол, нелегитимны: их надо отложить, оставив Юрия Осипова руководителем академии.

Из Президиума РАН тогда прошла утечка, что эти академические маневры — часть плана правительства по сохранению Осипова в качестве президента в обмен на усиление влияния госструктур на деятельность РАН. Научное сообщество восприняло перемены в штыки: сам по себе случай переноса выборов практически беспрецедентный — такое было лишь однажды, в 1941 году, когда немцы стояли под Москвой. Сразу после того заседания Президиума РАН вице-президент академии Геннадий Месяц в сердцах даже заявил: «Нас изнасиловали. Такого унижения академия еще не испытывала». Да и сейчас многие ученые не скрывают раздражения, вспоминая события 2006 года, считая их покушением правительства на академическую самостоятельность.

Как бы то ни было, Осипов собрался баллотироваться в президенты в четвертый раз. Еще в 2006 году в правительство был отправлен проект нового устава, позволяющий, помимо прочего, обойти возрастной ценз. Прецеденты с изменением устава РАН под конкретную фигуру не редкость — отменили же в свое время пункт, запрещавший занимать пост президента свыше двух сроков подряд: тоже — чтобы Осипов смог баллотироваться вновь. Сами ученые видят подоплеку в том, что чиновники, как выразился лауреат Нобелевской премии академик Виталий Гинзбург, «хотели, чтобы академия стала департаментом государственного учреждения». О предстоящих в конце мая выборах академик Виталий Гинзбург дипломатично сказал в интервью The New Times: «Слишком стремительные перевыборы, это неправильно. Нужно было бы, чтобы кандидаты получили возможность изложить программы. Никто не знает, кого выберут, Осипова или Фортова, но они оба, конечно, достойные кандидаты».

Есть версия, что выборы главы академии — дымзавеса, а главный вопрос — в недвижимости.1 Не случайно вице-президент РАН Геннадий Месяц осенью 2006 года прямо заявил: «Существует сговор по захвату земли и имущества научных учреждений России». Академик Виталий Гинзбург не отрицает, что этот аспект играет свою роль: «Да, есть масса жуликов, а у академии — огромные земли, идет борьба». И сам Юрий Осипов однажды признал: «За постоянными нападками на академию, различными обвинениями скрывается очень простая подоплека. Некоторым людям не дает покоя имущество, которое государство представило нам в управление».2 Имена этих «некоторых», правда, не назвали.

Собеседники The New Times из ряда академических учреждений в Черноголовке подтверждают: последние пять-шесть лет академия с огромным трудом отбивает постоянные атаки рейдеров, покушающихся на объекты и земли РАН. В битве за академическую недвижимость задействован и административный ресурс, включая, например, налоговиков. Вице-президент РАН Александр Некипелов в сентябре 2006-го рассказал, как в приватной беседе с Сергеем Степашиным пожаловался на постоянные наезды со стороны Счетной палаты, но тот лишь вздохнул: «Да что вы, Александр Дмитриевич, не знаете, откуда это все идет?»

Семейный нанобизнес

Но это лишь видимая часть айсберга. Основные события, по мнению собеседников The New Times, развернулись в 2007 году, когда тогдашний первый вице-премьер Сергей Иванов анонсировал «нанореволюцию» и планы закачки в проект почти 200 млрд рублей (из которых 130 млрд планировалось выделить до конца 2007 года). Для сравнения: годовой бюджет РАН составляет порядка 20 млрд рублей.

Собственно, вокруг дележа «нанопирога» сюжет нынешних выборов и закручен. А делается все чуть ли не под конкретного человека — Михаила Ковальчука. Имя члена-корреспондента РАН Михаила Валентиновича Ковальчука появилось на слуху, когда стало известно, что головным центром нанотехнологий объявлен Курчатовский институт. Который формально (на 0,25 ставки) и по совместительству возглавляет директор Института кристаллографии, членкорреспондент Михаил Ковальчук. Ядерной физикой он не занимался, зато, как утверждают курчатовцы, проявил недюжинную коммерческую смекалку, преобразовав ряд «избыточных» помещений научного заведения в автосалон. В начале 2007 года правительственные чиновники ясно дали понять академикам: в качестве топ-менеджера РАН они желают видеть именно Ковальчука. На административном поле это сильный игрок с очень мощными связями в госструктурах. Хотя бы потому, что его брат Юрий — особа, приближенная к Владимиру Путину, член одной из влиятельных «питерских» групп. Юрий Ковальчук знаком с Путиным еще с поры, когда тот курировал внешнеэкономическую деятельность в мэрии Петербурга. Вместе с Владимиром Путиным, Владимиром Якуниным (нынешним главой РЖД) и Андреем Фурсенко (министр образования и науки) Юрий Ковальчук стал соучредителем дачного кооператива «Озеро». Вместе с Якуниным же Ковальчук участвовал в воссоздании банка «Россия», пост председателя совета директоров которого он сейчас и занимает. The New Times уже писал о том, как обращавшиеся к Владимиру Путину инвесторы могли получить «добро» на свой проект только при условии, что все должно было быть проведено через «Россию» (№ 45, 17 декабря 2007 г.). По состоянию на середину 2003 года Ковальчуку принадлежал 41 процент акций банка (сейчас называют меньшую цифру). В этом году имя Юрия Ковальчука впервые появилось в списке миллиардеров журнала Forbes: состояние друга Путина оценивают в $1,9 млрд. Сын Юрия Ковальчука Борис с апреля 2006 года руководит департаментом приоритетных национальных проектов правительства РФ. Такой вот бизнес получается, практически «семейный»...

Ковальчук начинает и...

Здание Президиума РАН в Москве

Возглавить академию г-н Ковальчук пока не может: он член-корреспондент, а во главе РАН может быть только академик. В 2006 году Ковальчук баллотировался в действительные члены, но ученые прокатили его кандидатуру еще на этапе отбора. Дальнейшая комбинация по продвижению Ковальчука такова: в начале июня 2007 года его сделали замом Сергея Иванова в правительственном совете по нанотехнологиям, а 26 июня того же года в обход устава президиум академии назначил Ковальчука и.о. вице-президента РАН! Действо и дальше развивалось по наносценарию: 19 декабря 2007 года общее собрание РАН реорганизовало Отделение информационных и вычислительных систем в Отделение нанои информационных технологий — специально под Михаила Ковальчука, утверждают злые языки. Новое отделение получило право выдвинуть дополнительных претендентов на академические мантии — за счет того, что отобрало вакансии у ряда других естественнонаучных отделений. А разного рода наноспециальности как по мановению волшебной палочки стали плодиться и на других отделениях. В новой РАН окажется не менее 126 академиков и членов-корреспондентов, прямо зависимых от нанопрограмм Ковальчука. Последний же в качестве действительного члена РАН уже сможет претендовать и на президентское кресло — когда уйдет Осипов. И мало кто сомневается, что Осипов — промежуточный вариант, облегчающий инфильтрацию Ковальчука. Попутно отсекающий от поста президента академика Владимира Фортова.

К Ковальчуку отношение в научном сообществе настороженное: хотя его уважают, но считают менеджером и «наноагентом» правительства. «Я знаком с Ковальчуком много лет, и против него ничего не имею, — сказал Виталий Гинзбург. — Выберут его сейчас в академики — и слава богу. Но чтобы его в президенты — оснований не вижу, не того масштаба человек, его нельзя сравнить ни с Осиповым, ни с Фортовым».

Не столь важно, как именно власть продавит своего топ-менеджера, но тенденция очевидна. Может, это и к лучшему . Как сказал The New Times академик Гинзбург: «Долгие годы наше правительство плевало на науку, а теперь осознало: наука нужна. И дало много денег на всякие там нанотехнологии». Только вот отечественная практика последних лет порождает смутные подозрения, что научному сообществу отведут роль «стиральной машины» для прокачки и отмывки колоссальных средств. В приватной беседе с корреспондентом The New Times эту же мысль высказал и один из крупных отечественных математиков: «Это просто «панама», деньги колоссальные, научный эффект — наноразмеров, зато сами знаете, чей семейный бизнес... Вот и вся интрига».

28 мая 2008 года на общем собрании РАН должны из- брать 46 академиков — 13 из них по наноспециальностям. Из 119 вновь избираемых членов-корреспондентов 34 — тоже специалисты по нановопросам.

_____________
1 В составе РАН 454 академических учреждения, в пользовании которых почти два миллиона кв. м помещений и четыре тысячи кв. км земли.
2 «Российская газета», 28 июня 2006 г.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.