#В блогах

Алексей Макаркин о перевороте в Судане

11.04.2019

Похоже, что для России свержение аль-Башира стало неожиданностью и породило разные оценки

Еще одно командование вооруженными силами арабской страны – на этот раз суданскими – отстранило от власти президента после массовых народных волнений. Первым был тяжело больной Абдель Азиз Бутефлика в Алжире. Теперь настала очередь полностью дееспособного Омара аль-Башира в Судане. Отличие состоит в том, что если президентство Бутефлики завершило период насилия в стране и нельзя отрицать немалых заслуг ушедшего лидера, пользовавшегося уважением на международной арене, то с аль-Баширом дело обстоит иначе.

За почти 30 лет, которые он правил Суданом, страна оказалась в роли изгоя, сам аль-Башир был обвинен Международным уголовным судом в геноциде и преступлениях против человечности. После ожесточенной гражданской войны был потерян Южный Судан, являющийся сейчас самостоятельным государством. Если алжирский режим носит светский характер, то в Судане при аль-Башире прошла исламизация всех сторон жизни.

Роковым для аль-Башира стало повышение цен на хлеб, вызвавшее массовые выступления недовольных, быстро переросшие в политический протест с требованием отставки президента. Тем более что он, «избравшись» на очередной срок в 2015 году с 94%-ным результатом, заявил вскоре, что больше не будет баллотироваться, однако затем передумал. Вопрос о преемнике аль-Башир так и не решил.

Россия, в отличие от Запада, не игнорировала аль-Башира – его официально принимали в Кремле. Сам аль-Башир предлагал создать в Судане российскую военную базу – правда, дальше разговоров дело не пошло. Утверждают, что в Судане действуют структуры Пригожина – как, впрочем, и в целом ряде других африканских стран. Похоже, что для России свержение аль-Башира стало неожиданностью и породило разные оценки. Если сенатор Клишас однозначно осудил переворот, то его коллега Косачев осудил, но несколько мягче (оговорившись, что не берется судить, кто прав, а кто нет), а депутат Слуцкий воздержался от жестких оценок, видимо, имея в виду перспективу выстраивания отношений с новым режимом.

Теперь события в Судане могут развиваться по сценарию, близкому к 1985 году, когда военные отстранили от власти предыдущего диктатора Нимейри. Тогда после переходного периода армия передала власть гражданским политикам, в стране прошли выборы, начался период демократии. То же самое и сейчас: маловероятен приход к власти аналога аль-Башира. Однако восьмидесятые годы для Судана – это не только конкурентные выборы, но и период политической нестабильности, в результате которой и появилась диктатура аль-Башира. Такие риски есть и в настоящее время, так что многое зависит от адекватности политического класса страны.

Источник


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.