#В блогах

Екатерина Кронгауз: Leaving Neverland

16.03.2019

Неохотнее всего голова обрабатывает истории о насилии, рассказанные много-много лет спустя. В Leaving Neverland история еще и пережила главного героя
Посмотрела Leaving Neverland. Неохотнее всего голова обрабатывает истории о насилии, рассказанные много-много лет спустя. В Leaving Neverland история еще и пережила главного героя. Двое взрослых мужчин рассказывают, как отношения с Майклом Джексоном, казавшиеся им романтичными и вообще историей про любовь (одному было 7 лет, другому 10), чуть не свела их в психологическую могилу. 
И это история не про «почему так долго молчали», а про перечувствованное прошлое, про переоценку. Чувство не только теперь центр внимания, оно еще и может меняться. 
То, что казалось классным — кажется насилием. Меняются социальные нормы. То, что сейчас может быть нарушением этики — 30 лет назад вообще было в порядке вещей и даже очень романтичным. 
Старая этика говорит: первое слово (или отсутствие слова, или первое чувство, или его отсутствие) дороже второго, сказанного много лет спустя. Потому что за базар надо отвечать, если ты тогда оценил, переоценку можешь провести тихо в кабинете психолога, а не на телевидении. 
Очевидно, среди высказывающих такое мнение есть огромное количество людей, у которых в прошлом полно историй, подходящих под новое описание неравноправия, бытового или рабочего сексизма, насилия, домогательств, всякого misconduct с их стороны и по отношению к ним. Потому что на глазах любого взрослого человека так много в этом смысле поменялось, что представить себе людей, у которых нет никакой истории, которую можно было бы переосмыслить — невозможно, он тогда как-то не жил.
Чтобы переосмыслять, переоценивать, перечувствовать и переобъявлять о своих чувствах в таких историях, надо совершить внутренний переход из субъекта в объект. Из участника событий в жертву. Ты думал, у тебя роман, а это над тобой было насилие. Ты думал, у тебя было кокетство, а над тобой был харассмент. Ты думал, у тебя высокие отношения, а это был бытовой сексизм. То есть буквально каждый должен обесценить свои старые чувства (важные и не очень) и объективировать в воспоминаниях самого себя.
Но вообще-то для психики это совершенно неестественный шаг. Любая здоровая адаптивная психика, которая все раскладывает по полочкам, даже самое непригодное, подает простой ответ — идите в пень, это была любовь, это была красота, это было тонко, это было особенно и вы ничего не понимаете. 
В фильме Leaving Neverland этот внутренний переход и одновременно ответ на него показан очень достоверно.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.