#В блогах

Аббас Галлямов: политика и религия

06.01.2019

Вполне можно сравнить процесс постепенного ухода создавшего мир бога из актуальной повестки своего времени с той трансформацией, которую сейчас претерпевает образ Путина

Удачно проведенные параллели между политикой и религией помогают лучше понять и первую, и вторую. Общего у них гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, ведь и политика, и религия являются продуктами человеческого разума. При этом и та и та используются для регулирования отношений в больших сообществах.

Классический взгляд на историю религии предполагает, что монотеизму предшествовал политеизм. Есть, однако, и другая - на мой взгляд, более интересная - точка зрения: изначально религия была монотеистической, хотя и носила достаточно примитивный характер. Создатель двенадцатитомной энциклопедии «Происхождение идеи Бога» антрополог В.Шмидт написал сто лет назад, что исследованные им верования большинства племен Африки, Австралии и т.д. содержали концепцию единого создавшего мир божества, обычно называемого «Богом неба». Со временем, однако, очертания этого единого бога первобытных людей практически полностью выветрились из памяти человечества, с тем чтобы вновь явиться к нему гораздо позже - уже в рамках современных аврамистических религий.

Вот что говорит о вытеснении «Бога Неба» богами и духами более низкого порядка классик религиоведения Мирча Элиаде: «Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл ее практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за „постепенным понижением сакрального до уровня конкретного“, когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности».

А вот мнение современного историка религии К.Армстронг: «Этот бог странным образом отсутствует в их (первобытных людей. - А.Г.) повседневной жизни - у него нет ни культа, ни изображений. Африканцы считают, что он невыразим и вообще его не следует пятнать ничем земным. В некоторых племенах говорят, что он «ушел». Антропологи полагают, что этот бог стал таким далеким и возвышенным, что со временем его место заняли низшие духи и более доступные божества».

Думаю, вполне можно сравнить процесс постепенного ухода создавшего мир бога из актуальной повестки своего времени с той трансформацией, которую сейчас претерпевает образ Путина. В представлении большей части населения страны последний когда-то действительно (вос)создал Россию. Помните формулу «Есть Путин - есть Россия; нет Путина - нет России»? Сейчас же мы видим начало процесса «ухода создателя на небеса». Он все меньше отвечает за повседневную жизнь людей и все реже имеет отношение к их реальным делам.

И для обывателей, и для элит приходит время политеизма - классического язычества с его сонмом более «материальных», более «конкретных» локальных божеств. Ни одно из них не является всесильным, зато все они достаточно злобны, ревнивы и мстительны. Поэтому на всякий случай лучше их задабривать. Никаких высоких моральных качеств от своих последователей они не требуют (в этом их принципиальное отличие от современного монотеистического бога), им нужны лишь жертвоприношения в виде жизней и имущества.

Что тут можно посоветовать соотечественникам? По возможности помнить слова одного из первых критиков политеизма и апологетов христианства Минуция Феликса, обращавшегося к язычникам: «Вы не понимаете, что скорее нужно познавать бога, чем поклоняться ему».

Ну и напоследок об утилитарном: если аналогия правильная, то люди, ждущие обвального падения рейтинга Путина в ближайшие годы, могут его и не дождаться. Люди не ниспровергают старого «Бога Неба», они просто потихоньку про него забывают.

Источник


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.