#Расследование

Как Россия спасает маршала Кима

01.01.1970 | Наталья Фролова, Борис Юнанов

С помощью подставных компаний Москва в обход международных санкций поставляет Пхеньяну нефть, руду и даже предметы роскоши

63465767.jpg

Фото: news2world.net

18 сентября Россия и Китай начали совместные военно-морские учения у берегов Северной Кореи. Как уточнило китайское правительственное агентство Синьхуа — российский официоз почему-то запоздал с обнародованием этой новости — учения пройдут в районе между заливом Петра Великого, недалеко от Владивостока, возле границы между Россией и Северной Кореей, и в южной части Охотского моря, к северу от Японии. Аналогичные совместные учения, кстати, проходили и в прошлом году. Но сейчас у них особый фон: ситуация вокруг запусков северокорейских ракет и ядерных испытаний — 3 сентября Пхеньян провел уже шестое испытание, причем самого мощного, водородного, боезаряда для межконтинентальной баллистической ракеты, — резко обострилась. Из Вашингтона все чаще доносятся сообщения о возможной военной операции против КНДР. При этом, по данным дипломатических источников NT в Вашингтоне, американцы допускают, что в локальной войне на Корейском полуострове без ее перерастания в масштабный конфликт с применением ядерного оружия погибнут не менее 1 млн человек. 

Кто-то из наблюдателей увидел в российско-китайских учениях демонстрацию силы — дескать, даже самые близкие опекуны и союзники предупреждают Пхеньян о том, что он в своих ядерных амбициях зашел слишком далеко. Кто-то, напротив, счел, что Москва и Пекин посылают сигнал прежде всего Вашингтону и его союзникам — Южной Корее и Японии: дескать, прежде чем планировать какую-то военную операцию против КНДР, не худо бы посоветоваться с нами, тем более что мы начеку. Так или иначе, хотя Владимир Путин открыто дает понять, что загонять северокорейский режим в угол бесперспективно и даже опасно, а чрезмерные ограничения извне могут быть равносильны попытке удушения экономики КНДР и спровоцировать глубокий гуманитарный кризис, 12 сентября Москва поддержала проект резолюции СБ ООН об ужесточении санкций в отношении КНДР: Россия, как заявил постпред РФ при ООН Василий Небензя, не приемлет претензии Пхеньяна на обретение статуса ядерной державы.

Но эти заявления, похоже, — фасад, тогда как у российской политики в отношении молодого маршала Ким Чен Ына и его режима есть еще и изнанка. И об этой изнанке подробно рассказала в своем расследовании газета The Washington Post.

Не Пекин так Москва

Весной 2017 года неожиданно резко выросло число танкеров, курсирующих между Владивостоком и Раджином, ближайшим к границе с Россией портом Северной Кореи. Как оказалось, в обход западных экономических санкций российские контрабандисты снабжают Пхеньян нефтью, промышленным оборудованием, рудой и даже предметами роскоши, пишет газета The Washington Post, ссылаясь на представителей американских властей. 

Резкий всплеск движения на морском пути между Владивостоком и Раджином совпал по времени с новой волной санкций США против Северной Кореи и решением Китайской национальной нефтяной корпорации (China National Petroleum Corp.) с мая этого года сократить экспорт топлива Пхеньяну. Китай, который, как напоминает издание, является крупнейшим торговым партнером Северной Кореи, не меньше Вашингтона и Сеула нервничает из-за провокационного поведения Ким Чен Ына, молодого северокорейского вождя в звании маршала. Пекин решил экономически «надавить» на своего беспокойного соседа. Так, уже к июлю этого года объем экспорта бензина сократился, по разным данным, на 90–97% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Ранее же, по данным агентства Reuters, Пхеньян ежегодно получал от Пекина 500 тыс. тонн сырой нефти и 200 тыс. тонн нефтепродуктов. В прошлый раз поставки нефти были приостановлены в 2014 году, после того как Пхеньян в третий раз испытал ядерное оружие.

«Когда от северокорейцев отказался основной поставщик нефти (Китай.NT), они просто попытались найти нового»

port-vladivostok-molbulak_ru.jpg

Морской порт во Владивостоке Фото: glob-news.com

Нефть в обмен на доллары

Каким образом российские контрабандисты помогают Пхеньяну выжить, несмотря на суровые санкции? The Washington Posrt приводит конкретную историю компании Velmur, зарегистрированную в Сингапуре в 2014 году как фирму по управлению недвижимостью. На самом деле, Velmur должна была помочь Северной Корее путем непрозрачных транзакций закупить в России топлива на миллионы долларов. The Washington Post, ссылаясь на документ, опубликованный 22 августа Министерством юстиции США, пишет, что Velmur не располагает ни штаб-квартирой, ни обычным офисом, ни даже веб-адресом, поэтому очень похожа на подставную компанию.

Согласно данным американского Минюста, Velmur в 2017 году — с февраля по май — через других российских партнеров заключила контракты на покупку дизельного топлива стоимостью около $7 млн у российского поставщика, известного как IPC. В каждом случае расчеты шли в долларах США: ими расплачивались северокорейские посредники, и их же Velmur переводила IPC за поставки дизеля с помощью танкера из Владивостока в Раджин. И эти расчеты в долларах, отмечает The Washington Post, — один из явных признаков резкого обесценивания северокорейской валюты — вона.

Опираясь, в частности, на этот документ, Минфин США в августе этого года объявил о введении индивидуальных санкций против четырех граждан России. В черный список попала Ирина Хьюиш, управляющая Velmur, а также Рубен Киракосян (директор российской компании «Гефест-М»), Михаил Писклин и Андрей Сербин. За поставки топлива в КНДР под санкциями оказалась еще одна компания — Transatlantic Partners, которая также базируется в Сингапуре. «Гефест-М», как пояснило тогда свое решение Министерство финансов США, была вовлечена в поставки металлов северокорейской компании Korea Tangung Trading Corporation, которая ранее попала под санкции США и ООН из-за своей роли в ядерной и ракетной программах КНДР. Ранее — 1 июня — за связи с этой же компанией под персональные санкции попал предприниматель Игорь Мичурин и его финансово-строительная компания «Ардис-Подшипник» (Ardis-Bearings LLC). В том же списке можно найти и две нефтяные компании — «Независимая нефтегазовая компания» бывшего главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова и ее «дочка» «ННК-Приморскнефтепродукт».

Минфин США в августе 2017 года объявил о введении индивидуальных санкций против четырех граждан России. В черный список попала Ирина Хьюиш, управляющая Velmur, а также Рубен Киракосян (директор российской компании «Гефест-М»), Михаил Писклин и Андрей Сербии

Без эмоций

Должностные лица США в интервью The Washington Post признали, что остановить российские танкеры физически невозможно, поскольку они поставляют КНДР топливо фактически с молчаливого одобрения Путина. Даже во время совместной пресс-конференции 6 сентября этого года с южнокорейским лидером Мун Чжэ Ином (во Владивостоке.NT) российский президент, пишет издание со ссылкой на южнокорейские СМИ, дал ясно понять, что не собирается поддерживать новые ограничения на поставки топлива для КНДР. «Мы не должны действовать на основе эмоций и загонять Северную Корею в тупик», — сказал тогда Владимир Путин.

Остановить российские танкеры физически невозможно, поскольку они поставляют КНДР топливо фактически с молчаливого одобрения Путина

Однако уже 11 сентября Россия вместе со всеми остальными членами Совбеза ООН поддержала новую резолюцию об ужесточении санкций против Северной Кореи, подготовленную делегацией США. Это решение, говорится на сайте ООН, стало реакцией на шестое по счету и самое мощное ядерное испытание, проведенное КНДР 3 сентября. Документ, который вступит в силу в течение 90 дней c момента его принятия, запрещает закупать северокорейскую текстильную продукцию, продажу стране газовых конденсатов, а также разрешает досмотр грузовых судов, входящих и покидающих порты в Северной Корее. Кроме того, резолюция вводит ограничения на поставки нефтепродуктов в КНДР — максимум 500 тыс. баррелей до конца этого года и не более 2 млн баррелей в год, начиная с января 2018 года. Документ также позволяет досматривать в открытом море суда в случае, если возникает подозрение, что на борту запрещенный груз, но, правда, с разрешения стран, под флагами которых они ходят. Вопрос, однако, в другом: остановит ли эта резолюция танкеры, которые ходят между Владивостоком и Раджином, Похоже, это будет зависеть от упрямства Москвы и настойчивости ООН, Пекина и Вашингтона.

Читайте также: «Когда 10 = 1500»

Впервые опубликовано на сайте NT 13 октября 2017 года


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.