#Украина

«Комиссия подтвердит наши данные: это был российский «Бук», он летел из Снежного» — глава Вellingcat

27.09.2016 | Брамицкий Владимир

На месте крушения пассажирского самолета Boeing 777, Донецкая область, 17 июля 2014 года. Фото: Dmitry Lovetsky/AP/ТАСС

Международная комиссия по расследованию трагедии МН-17 подтвердит ранее сделанные выводы: малайзийский Boeing был сбит ракетой «земля-воздух» из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» М1-2 российского производства, заявил в разговоре с NT глава группы журналистских расследований Bellingcat Элиот Хиггинс.

«Я уверен в этом на сто процентов», — сказал он, добавив, что «любой другой вывод означал бы, что мы (команда Bellingcat) два года шли по ложному следу».

По словам Хиггинса, комиссия подтвердит и данные Bеllingcat о месте пуска ракеты — населенный пункт Снежное Донецкой области Украины, то есть территория, подконтрольная сепаратистам. «Мы нашли это место запуска — в поле, в нескольких километрах южнее Снежного, еще 18 месяцев назад и подробно рассказали об этом», — сказал глава Bellingcat, сославшись на расследование группы.

28 сентября прокуратура Нидерландов огласит первые результаты уголовного расследования о гибели малайзийского Boeing, которое ведет следственная группа в составе представителей Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины. Речь идет не об итоговом, а промежуточном отчете, в котором будут содержаться сведения о типе ракеты, поразившей самолет и точном месте ее запуска. Вначале полученные данные в закрытом режиме передадут родственникам жертв трагедии, а еще через несколько дней отчет будет опубликован на сайте прокуратуры.

Уголовному расследованию трагедии предшествовало еще одно — о технических обстоятельствах гибели Boeing, которое вел Совет по безопасности и расследованиям Нидерландов (Dutch Safety Board — DSB). Его результаты были опубликованы 13 октября 2015 года. Главные выводы: самолет был сбит с земли «Буком» российского производства. В докладе DSB уточнялось, что в Boeing попала боеголовка 9N314M от модернизированной (на что указывала, согласно выводам DSB, двутавровая форма шрапнели — в виде бабочки) форма ракеты серии 9М38.

Еще один вывод: ракета приблизилась к самолету практически на встречном курсе, а ее боеголовка взорвалась слева и чуть выше кабины пилотов, когда лайнер находился на высоте 10 тыс. метров над территорией Восточной Украины.

Точное место запуска ракеты в выводах DSB обозначено не было.

Комментируя информацию о том, что российский концерн «Алмаз-Антей», производитель «Буков» незадолго до публикации отчета комиссии передал голландской прокуратуре полную техническую документацию ракеты, Хиггинс заметил: «Что бы они ни передавали, этому не стоит придавать значения: чертежи ракеты, которые голландцы использовали в рамках секретных тестовых запусков в Финляндии, поступили не из «Алмаз-Антея», а из других источников. Там (во время следственных тестов - NT) использовалась другая ракета».

Глава Bellingcat cо скепсисом отнесся и к претензиям российского Минобороны, которое обвинило Киев в утаивании данных об активности своих РЛС в день катастрофы, а также данных о работе украинских систем ПВО и показаний свидетелей. Причем все это, несмотря на запросы Росии и других стран, а также родственников жертв трагедии.

«Единственными людьми, которым известны данные РЛС, являются представители военных и спецслужб, как украинских, так и иностранных, — заметил Хиггинс. — И пока идет уголовное расследование, они не станут раскрывать никаких данных РЛС».

Глава Bellingcat также упомянул о последней публикации на сайте группы, из которой следует, что Минобороны РФ в первые дни после катастрофы Boeing предоставило «ложные данные» о воздушной обстановке в районе трагедии, которые тогда пыталось использовать в качестве доказательств вины Украины.

26 сентября представители Минобороны РФ, Воздушно-космических сил и предприятия, входящего в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей» сообщили, что российский локатор не фиксировал в районе падения MH-17 сторонних объектов, которые могли бы стать причиной разрушения самолета. Поблизости от лайнера Malaysia Airlines, согласно их последним данным, находились только два гражданских борта, что зафиксировал радиолокатор у поселка Усть-Донецкий в Ростовской области.

Между тем, 21 июля 2014 года, спустя четыре дня после катастрофы Boeing, Андрей Картаполов, который на тот момент был начальником Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ, сообщил, что в момент гибели малайзийского лайнера в той же точке находился украинский боевой самолет СУ-25.

В июле 2016 года представители прокуратуры Нидерландов впервые посетили Москву, где встретились с российскими коллегами из Генпрокуратуры и СК. Однако по возвращении из Москвы голландцы отказались разглашать детали визита. В Москве, правда, настаивали, что голландцам переданы «все документы, которые они запрашивали», включая «свидетельства очевидцев трагедии, результаты экспериментов и исследований причин происшедшего, подборку видеосюжетов СМИ, содержащих беседы с местными жителями — свидетелями катастрофы, и другие сведения», уверял представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной.

NT дозвонился до представителя генпрокуратуры Нидерландов Вима де Бройна, однако тот отказался от комментариев.

Между тем, согласно неподтвержденным данным, в июле голландцы, среди прочего, запрашивали техническую документацию на «Бук», однако тогда им было в этом отказано.

Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Все 298 человек. в том числе 80 детей, находившихся на борту, погибли. Из них — 192 подданных Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 — Индонезии, 10 — Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один — Новой Зеландии.

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.