16 ноября уже в девятый раз вручают премию «Просветитель» — на момент сдачи номера победители в номинациях «Естественные и точные науки» и «Гуманитарные науки» еще не известны, но первый лауреат уже есть: Андрею Зорину, автору книги «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века», заранее присуждена специальная премия «Просветитель просветителей»

Специальность Андрея Зорина, историка, литературоведа, профессора Оксфордского университета — русская культура и интеллектуальная история

Герой, появление которого описывает Зорин, — это в широком смысле носитель новой формации русской культуры, сформировавшейся в России во II половине XVIII — начале XIX века. В узком смысле это Андрей Иванович Тургенев, рано умерший «архивный юноша» и литератор, который практически не известен широкому читателю, поскольку оставил по себе всего три стихотворения, несколько переводов и дневник, однако оказал большое влияние на своих современников и стал, по формулировке Зорина, «пилотным выпуском» человека русского романтизма. На материале его дневника всего за три с половиной года автор исследует круто менявшиеся в ту эпоху под влиянием новой литературы (главным импортером которой стал Карамзин) «эмоциональные матрицы», без которых «человек не может не только разобраться в собственных чувствах, но и испытать их»: «Набор таких матриц вместе с регламентами их социальной, возрастной и гендерной дистрибуции предлагает культура».

УПАКОВАННЫЕ ЭМОЦИИ

Дневник Тургенева — замечательный документ литературного жизнетворчества, прежде всего в любовной сфере: юноша пытается примерять на объекты своих романтических чувств то Луизу из «Коварства и любви» Шиллера, то лессингову Эмилию Галотти, то Элоизу Руссо. Вне литературных образцов у него нет языка для понимания собственных чувств, и эта необходимость коленом умять реальность в сюжет в конечном счете коверкает (а возможно, и сокращает) его собственную жизнь и дорого обходится окружающим. Культура в любую эпоху задает «автоконцепцию» человека, и попытки в переломные ее моменты с энтузиазмом неофита воплотить новые идеи собственной жизнью мало кому сходят с рук, взять хоть эпидемию «вертерианских» самоубийств, хоть декадентские эскапады Серебряного века.

Культура в любую эпоху задает «автоконцепцию» человека, и попытки в переломные ее моменты с энтузиазмом неофита воплотить новые идеи собственной жизнью мало кому сходят с рук

Читая о ритуализованных «публичных образах чувствования» сегодня, трудно не думать о ритуальных, внедряемых государственной пропагандой системах эмоций, выраженных такими формулами, как «патриотизм», «оскорбленные чувства верующих» или, например, «государственные интересы», которыми многие люди искренне оперируют, но которых они не смогли бы объяснить по существу и еще несколько лет назад, скорее всего, даже не знали, что им следует испытывать подобные эмоции. В этом смысле книга Зорина невероятно важна и своевременна, однако, чтобы отметить этот факт, жюри «Просветителя» могло бы наградить ее в номинации гуманитарных наук; вывод «Появления героя» из конкурса и специальная премия — свидетельства о том, что в данном случае награждается не конкретный текст.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться