28-490-03.jpg
Увеличить

На встрече глав МИД ЕС в Брюсселе 29 января принято решение о продлении (с возможностью расширения) — до сентября! — санкций в отношении конкретных лиц и компаний Крыма, ДНР-ЛНР и России, введенных в марте 2014 года. Это стало «холодным душем» для российских верхов, где с конца прошлого года начали муссировать вопрос о воможности пересмотра санкций Евросоюза, вплоть до их полной отмены. Напомним: первые персональные санкции против российских випов и ряда компаний были приняты в марте 2014 года на полгода — до сентября, затем продлены до марта 2015-го. Тогда как секторальные санкции, первые из которых были введены в конце июля 2014-го, должны были действовать год. Ровно по этой причине заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков напомнил в конце ноября 2014-го: «Санкции принимаются и продлеваются консенсусом, и в марте (2015) предстоит продление решений по санкционному списку, а в июле (2015) предстоит решение по продлению секторальных санкций. Мы рассчитываем, что те страны Евросоюза, которые реально понимают тот вред, который эта санкционная линия наносит европейской экономике, нашим отношениям, проявят соответствующую стойкость». Отсюда — и ожидание марта: де, европейцы, теряющие миллиарды долларов, не устоят, прогнутся.

Впрочем, и в самом ЕС до последнего времени не было единой позиции по поводу того, должны ли санкции против России быть усилены или частично сняты. Еще в начале января в Брюсселе обсуждали возможное смягчение ограничений: Wall Street Journal и Financial Times опубликовали внутренний документ Совета по иностранным делам ЕС, в котором выдвигалась идея разграничить два вида санкций: связанные с аннексией Крыма (ограничения в отношении конкретных лиц и компаний) и с дестабилизацией на востоке Украины (секторальные санкции). Если первые должны оставаться в силе максимально долго, то вторые могут постепенно сниматься, гласил документ. Более того, предполагалось возобновление переговоров по упрощению визового режима с Россией, возможное сотрудничество ЕС с Евразийским экономическим союзом, а также разрешение не соблюдать условия третьего энергетического пакета для «Газпрома».

Так или иначе, 29 января «стойких стран», о которых говорил Мешков, у Евросоюза не нашлось: даже Греция, Кипр, Венгрия и Словакия, на которые делала основную ставку российская дипломатия, стали частью того самого общеевропейского консенсуса. Причина? Обстрел Мариуполя, повлекший гибель 31 мирного жителя. Уже 26 января главы государств ЕС выступили с общим заявлением о необходимости новых санкций. Более того, после обстрела Мариуполя речь пошла уже и об отключения России от международной банковской системы SWIFT. 28 января агентство Reuters сообщило, ссылаясь на закрытые документы, что персональные санкции против россиян и официальных лиц ДНР, ЛНР и Крыма планируется продлить до декабря 2015 года, причем список людей, которые больше не смогут получать европейские визы и распоряжаться своим имуществом в ЕС, увеличится на 33 человека. Кроме того, планировалось сократить сроки погашения внешних кредитов для российских компаний, а европейским — запретить покупать российские государственные облигации. «Когда шел мирный процесс и частично выводились тяжелые вооружения, то говорили, что санкции по Луганску и Донецку могут быть ослаблены и полностью сняты. Сейчас, когда меняется линия фронта и ополчение движется на Запад, речь о снятии санкций не идет», — заметил в разговоре с NT Алексей Арбатов, директор Центра по международной безопасности ИМЭМО РАН.

Читайте также:

Подписаться
×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.