Беспилотные летательные аппараты теперь уже используются не только для мониторинга с воздуха и аэрофотосъемки, но и для курьерской доставки пиццы и интернет-заказов. И это не предел их возможностей. Что происходит на рынке беспилотников — узнавал The New Times

На фестивале дронов в Париже один из беспилотников продемонстрировал доставку посылки, сентябрь 2016 года. Фото: b ©Panoramic Via Zuma Press/TASS

Минувшей осенью птицы как всегда полетели в теплые края, а пиццы — к клиентам. В середине ноября новозеландское подразделение международной сети Domino's Pizza объявило в СМИ, что впервые в мире доставило заказ с помощью беспилотного летательного аппарата. Впрочем, месяцем раньше украинский «7 канал» сообщил об аналогичной транспортировке в Одессе — проект реализовал местный онлайн-ресторан. А российская «Додо Пицца» утверждает, что запустила пиццу в небо еще два года назад в Сыктывкаре.

Четыре сыра с крыльями

Аэродоставку пиццы в столице Коми организовал в 2014 году московский стартапер Олег Понфилёнок, основатель компании «Коптер-Экспресс». Дроном его разработки управлял оператор, который сидел за монитором в гараже, арендованном по соседству с пиццерией. Девятикилограммовый аппарат, поднявшись выше деревьев и крыш, в считанные минуты долетал до городского парка, зависал над лужайкой, лебедка аккуратно опускала коробку в руки «пицца-агента», и тот передавал заказ клиенту. Конечно, обычная доставка курьером обошлась бы дешевле, но публика в парке с удовольствием переплачивала 350 руб. за вкусный аттракцион. Так что маркетинговый эффект акции оказался для «Додо Пиццы» куда весомее экономического.

Спустя год Понфилёнок повторил опыт, но уже в Москве и за свой счет. Рядом с офисом компании предприниматель открыл экспериментальную точку общепита «Sky-кафе» — без кухни и с единственным столиком. Пицца прилетала из заведения по соседству, причем клиенты могли почувствовать себя на борту беспилотника: видео с камеры дрона передавалось на монитор. Денег кафе не принесло, зато были отработаны различные технические аспекты аэродоставки — например, пролет коптера с грузом в окно.

Пицца прилетала из заведения по соседству, причем клиенты могли почувствовать себя на борту беспилотника: видео с камеры дрона передавалось на монитор

Мирные дроны

Мировой рынок беспилотников сейчас на подъеме. В прошлом году его объем составил $8 млрд, а через пять лет, по прогнозу сайта BI Intelligence, увеличится до $12 млрд. Правда, почти на 90% это рынок военных дронов, но гражданский сектор быстро развивается. Основные сферы применения мирных беспилотников — мониторинг с воздуха, аэрофотосъемка, авиахимработы. Курьерская дрон-доставка еще не вышла за рамки экспериментальной технологии, но именно на этом направлении Олег Понфилёнок видит хорошие перспективы.

Конкурировать ему придется с мощными игроками. Американский интернет-магазин Amazon уже полтора года тестирует прототип дрона весом до 25 кг с радиусом доставки 10 миль. На прошлой неделе компания доставила в Великобритании первый заказ — попкорн и телеприставку. Аналогичные разработки ведут Google (проект Wing) и немецкая почтовая компания DHL. Но если уж за кем-то и гнаться, считает российский стартапер, то за лидером — DJI, китайским производителем мультикоптеров, микроконтроллеров и видеооборудования. Эта компания, основанная десять лет назад, уже вышла на оборот в $1 млрд в год. «Они производят и продают миллион дронов в год, — уважительно говорит Понфилёнок. — Технологически у DJI много интересного. Некоторые вещи, которые мы только разрабатываем, у них уже реализованы в массовых моделях».

Свою компанию Понфилёнок видит в будущем тоже массовым производителем — но не дронов для аэросъемки, как DJI, а коптеров-курьеров и зарядных станций для них. Для грузоперевозчиков беспилотники могут стать недорогим решением проблемы подвоза груза «на последней миле» и в труднодоступные места, уверен он. «Нынешний уровень техники давно позволяет осуществлять автоматизированную курьерскую доставку», — подтверждает обоснованность этих планов коммерческий директор московской логистической компании RedExpress Мария Бурмистрова.

Перспективный рынок дрон-доставки пытаются завоевать и крупные логистические гиганты, и небольшие стартапы. Фото: Андрей Ильин

Однако оптимизм Понфилёнка разделяют не все. «Пока не появятся более совершенные источники питания, использование беспилотников для доставки грузов останется тупиковым направлением, — считает сооснователь самарской компании Copter.Space Александр Богатов. — Конечно, можно пару раз отвезти пиццу на небольшое расстояние, но это будет скорее демонстрацией возможностей беспилотника, чем его рациональным использованием».

Полеты и расчеты

Тем не менее Понфилёнок видит открывающиеся бизнес-возможности. Флагманская модель его компании — автоматизированный мультикоптер для доставки посылок. Этот аппарат умеет без участия оператора долетать по координатам GPS из пункта А в пункт Б и приземляться точно на посадочную метку. Взлетная масса беспилотника — 4 кг, грузоподъемность — 1 кг, дальность полета — 10 км. Работы над моделью предстоит еще много: нужно научить дрон облетать препятствия, определять, открыто ли окно, ориентироваться внутри помещения и т.д.

Себестоимость доставки в автоматическом режиме, по расчетам предпринимателя, снижается почти до $1 за вылет: примерно полдоллара — амортизация и техобслуживание аппарата (он рассчитан примерно на 3 тыс. вылетов), еще столько же — амортизация и зарядка аккумулятора.

Проблему с источником энергии, которая ограничивает дальность полета, предприниматель рассчитывает решить, построив сеть зарядных станций. Действующий прототип такого устройства из фанеры и оргалита размером чуть меньше рояля красуется перед входом в офис компании. Дрон подлетает к нему, подает сигнал, крышка зарядки распахивается, и он опускается в посадочное гнездо. Трех таких станций на крышах домов будет достаточно, чтобы охватить дрон-сервисом Москву в пределах Садового кольца, прикидывает Понфилёнок. Даже если их потребуется десяток, при цене в $5 тыс. за станцию это будет не бог весть какой дорогой инфраструктурный проект. Нужно только согласовать размещение зарядок с владельцами крыш.

Относительно небольшая грузоподъемность дронов — тоже решаемая задача: Понфилёнок намерен научить свои беспилотники объединяться в рой для доставки тяжелых грузов.

Откуда у стартапа деньги на разработки? «Российские инвесторы не особо идут в проекты вроде нашего, — говорит предприниматель. — Так что за четыре года мы накопили огромный опыт работы на свои деньги».

Поначалу он вкладывал в компанию то, что заработал на другом бизнесе — сервисе по организации видеотрансляций с различных мероприятий. Потом открыл интернет-магазин, в котором продавал коптеры — собственного производства и импортные. Недавно нашел еще одну благодатную нишу: компания разработала конструктор программируемого квадрокоптера «Клевер» с обучающим курсом и продает его школам, колледжам и центрам молодежного творчества.

Закрытое небо

В Сыктывкаре Понфилёнок помимо платы за услугу аэродоставки заработал и первые административные штрафы: один в 50 тыс. руб. за воздушные грузоперевозки без лицензии (от него потом отбился в суде), другой — 5 тыс. руб. за нарушение правил использования воздушного пространства РФ. С тех пор штрафов накопилось немало. «Поводы даем постоянно, все-таки летаем чуть не каждый день, — признает он. — А российская нормативная база плохо совместима не только с коммерческими, но даже с любительскими полетами дронов».

Само понятие «беспилотное воздушное судно» появилось в Воздушном кодексе РФ лишь в декабре прошлого года. Нормативная документация по беспилотникам, которую прорабатывает Минтранс, по словам предпринимателя, фрагментарна и противоречива, регуляторные механизмы не сформированы.

В головах чиновников постоянно борются две силы: одна хочет все запретить (как бы чего не вышло), другая — разрешить (пусть экономика развивается)

По закону дрон, даже игрушечный, в российское небо просто так не запустишь. Все должно быть сделано в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ. План полета не менее чем за трое суток нужно отправить в районный центр Единой системы организации воздушного движения. Там выдадут разрешение и закроют участок неба для пролета других воздушных судов. Получить разрешение на полеты над городом сложнее — требуются согласования муниципальных властей и ФСО. На это, по опыту предпринимателя, уйдет чуть ли не два месяца. То есть экспресс-доставка уже вне закона.

Понфилёнок втянулся в лоббистскую деятельность: учредил Ассоциацию малых беспилотников, ходит по заседаниям рабочих групп, встречается с чиновниками. В их головах, делится он наблюдением, постоянно борются две силы: одна хочет все запретить (как бы чего не вышло), другая — разрешить (пусть экономика развивается).

Запретительно-разрешительный маятник в последнее время сильно раскачивался. Тот же принятый год назад закон о внесении изменений в Воздушный кодекс (№ 462-ФЗ от 30.12.2015 года) требовал, чтобы все беспилотники взлетной массой свыше 250 граммов (а в эту категорию попадают и многие игрушки) проходили сертификацию и регистрацию, а их операторы — специальную летную подготовку. По рынку беспилотных летательных аппаратов дронов словно катком проехали. Спустя полгода законодатель поправился: согласно очередным изменениям (№ 291-ФЗ от 03.07.2016 года) эти требования отнесены только к аппаратам тяжелее 30 кг.

Безусловно, беспилотники несут в себе немало потенциальных угроз. Они могут быть небезопасны для окружающих, нанести вред городской инфраструктуре. Беспилотные технологии легко использовать и в террористических целях.

Есть еще одна угроза, которую российские власти не могут проигнорировать и о которой регулярно напоминает Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. Гражданские активисты беспардонно тревожат покой видных государственных и партийных деятелей, запуская дроны с камерой над их поместьями и публикуя в интернете отснятый материал.

«Жесткость законов обоснована только там, где она действительно способна снизить риск неправомерного применения технологий, — полагает гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Глеб Бабинцев. — Если же норма закона устанавливает избыточные процедуры, но не решает главной задачи, то принимать ее не следует».

К тому же большинство угроз легко устранить техническими методами. Например, подменив GPS-сигнал или использовав средства радиоэлектронной борьбы, можно прервать полет любого гражданского дрона-нарушителя.

«Запрещать научно-технический прогресс в отдельно взятой стране — себе дороже, — уверен Олег Понфилёнок. — Дроны — это ведь новый рынок, где еще не поздно всех догнать и перегнать».

Читайте также:

Подписаться